"Проектирование профессиональной карьеры – процесс постоянный и требующий от человека умения делать выбор, принимать ответственные решения, анализировать свои личностные и профессиональные достоинства и недостатки, меняться в сложных жизненных ситуациях" (Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю. Личностный подход к профилированию обучения в старших классах: выбор жизненных целей)
Новые условия образования открывают перед современным студентом новые возможности и новые горизонты свободы, но вместе с тем, и предъявляют новые требования: быстро находить свою роль в команде, проявлять еще большую активность, а для этого отвечать на вопросы: «какие мои сильные стороны?», «что мне действительно интересно?», «в чем моя индивидуальность?».
В этом месте в процесс образования появляется и новая позиция – тьютор. И новая форма работы – тьюториал. Это место, где общаются «на равных», «на ты»; безопасное пространство для исследования внутреннего мира, научных и профессиональных интересов; пространство взаимоуважения и рефлексии.
Цель тьютора: навигация студентов в образовательном пространстве – призвана «закрыть» указанные проблемы через реализацию следующих задач.
Тьютор помогает ориентации студентов в образовательном пространстве.Организация сопровождения индивидуального развития студентов с учетом их индивидуальных особенностей в рамках выбора модулей учебного процесса и дополнительных образовательных ресурсов университета происходит через картирование индивидуального образовательного маршрута.
Взаимодействие тьютора и студента направлено на стимуляцию формирования компетенции совершения осознанного выбора у второго через создание безопасных и эффективных условий для открытой коммуникации и экспериментальных деятельностномыслительных проб, а также обучения технологиям исследования личностной мотивации, целеполагания, рефлексии, и формирования конкретных для студентов личностно-важных образовательных запросов.
Тьютор становится точкой получения обратной связи и мониторинга состояния, интересов и направленностей студентов, их отношения к образовательным ресурсам для посредничества с остальными позициями университета и предоставления стратегически важной информации для развития организационной культуры с учетом интересов студенческого сообщества.
Тьютор как внешняя рефлексивная позиция помогает в беседе «разложить перед глазами» все важные для совершения выбора факторы и спроектировать последствия этого выбора. При закреплении транслируемый способ мышления «инсталлируется во внутренний план» и становиться ориентировкой к будущему действию и поэтапно формирует умственное действие — компетенцию совершения осознанного выбора (Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий).