• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Проректор ТюмГУ Ольга Загвязинская выступила с докладом на заседании Общественной палаты Тюменской области

СтопКоррупция 19 июня 2024

Проректор по воспитательной работе ТюмГУ, член Комиссии по развитию высшего образования и науки Общественной палаты Российской Федерации Ольга Загвязинская выступила вчера на заседании Общественной палаты Тюменской области с докладом о роли общественных организаций, НКО и высших учебных заведений в воспитании патриотизма и духовно-нравственных ценностей.

Предлагаем вашему вниманию тезисы доклада.



Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает нам такое определение «воспитания»: это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Нашему великому земляку Дмитрию Ивановичу Менделееву, юбилей которого мы отмечаем в этом году, приписывают такие слова: «Образование без воспитания – меч в руках сумасшедшего». Собственно, о невозможности образовывать, не воспитывая, все время повторял в своих многочисленных трудах Владимир Ильич Загвязинский – педагог, академик, достойный гражданин своей страны. 

Министром науки и высшего образования РФ Валерием Николаевичем Фальковым уже в течение нескольких лет выстраивается четкая система воспитательной работы в подведомственных организациях. Нас более 400 проректоров по воспитательной работе. Мы организуем свою работу по единым государственным требованиям, учитывая, конечно, традиции и особенности того или иного региона и взаимодействуя с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, ведущими муниципалитетами, общественными организациями и НКО.

Буквально на прошлой неделе в городе Томске 110 проректоров в возрасте от 25 до 70 лет обсуждали вопросы воспитательной работы. Перед нами выступила заместитель министра науки и высшего образования Ольга Викторовна Петрова.

В слайдах, разработанных министерством, есть ответы на самые актуальные вопросы воспитания через призму майского Указа Президента РФ №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

презентация (2-4 слайды)_page-0001.jpg


Одна из семи обозначенных руководителем страны национальных целей звучит так: «Развитие потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотической и социально ответственной личности». Эта национальная цель названа Президентом РФ сразу после сохранения населения, укрепления здоровья и повышения благополучия людей, поддержки семьи.

Базовым документом организации воспитательной работы в России является также Указ Президента РФ от 09.11.2022 года № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Жизнь, достоинство, патриотизм, милосердие, коллективизм, крепкая семья, гуманизм, гражданская справедливость, историческая память – все это красной нитью проходит в деятельности не только Общественной Палаты РФ, Тюменской области, но и муниципальных Общественных палат нашего региона, деятельности НКО.

Вот как изложено в Указе Президента РФ развитие потенциала каждого человека, его талантов, воспитание патриотической, социально-ответственной личности:

презентация (2-4 слайды)_page-0002.jpg

 
Чтобы обозначить задачи, стоящие перед образованием, продемонстрирую буквально еще один министерский слайд.

презентация (2-4 слайды)_page-0003.jpg



Чем и как измерить воспитательную работу? 

Такой единицы измерения еще не придумано. Как правило, только время покажет плоды воспитания. Если мы заглянем в Планы воспитательной работы высших учебных заведений, то увидим сотни мероприятий. Например, ТюмГУ проводит их практически ежедневно. Но важно и качество этих мероприятий, вовлеченность, соединение с обучением, получением профессиональных навыков и дополнительных компетенций. Важно, чтобы преподаватели и студенты делились своими знаниями с горожанами, школьниками, чтобы осуществлялась третья социальная миссия университета – активная вовлеченность в региональную повестку посредством внедрения инноваций, создания социально-культурных и общественных проектов, подготовки кадров для предприятий региона, активное просвещение.   

Работа по принципу хотя бы одного касания каждого студента

В вузах мы работаем по принципу «хотя бы одного касания каждого студента». В области и городе мы стараемся заинтересовать наших земляков и гостей региона многочисленными мероприятиями, которые организуем или в которых участвуем.  Каждый из сидящих в этом зале назовет десятки интереснейших содержательных мероприятий. Главная задача – вовлечь как можно больше участников, сделать мероприятия максимально интересными и полезными. 

Опыт вузов показывает, что в нашем быстроменяющемся мире одной из самых востребованных форм работы с молодежью является «Открытый диалог». Именно диалог, а не монолог с лидерами общественного мнения разных профессий и разного возраста. Хорошо заходят в молодежную среду быстрые форматы работы. В конце мая мы работали, например, с московской командой Медиадрайверов. Новый подход к социальному проектированию, освещению в СМИ, сменяемый формат и работы, и спикеров, огромное количество фотографий и публикаций, в которых практически каждый мог себя найти, понравился. Будем продолжать искать новые формы и форматы воспитательной работы. Мы постоянно сообщаем обо всех наших самых ярких мероприятиях на страницах областных и городских СМИ, в социальных сетях, на сайтах университетов, ведем группы Вконтакте.  Благодарим за информационную поддержку аппарат Общественной платы области, Сергея Кузнецова, Светлану Ярославову.

Благодаря общению в Томске, в том числе и с заместителем Губернатора Наталией Киселевой, мне очень понравился социальный театр томской школы № 40. Педагоги вместе с учениками готовят короткие спектакли (до 30 минут) мощной социальной направленности, которые помогают школьникам справляться с депрессией и, по замыслу создателей, профилактируют суициды.

Едем на село

Хочется анонсировать новый проект, который был предложен Аграрным университетом, поддержан Тюменским государственным медуниверситетом. Наверняка Институт культуры и глубокоуважаемый Евгений Михайлович Акулич, декан факультета социально-культурных технологий, и другие члены Общественной палаты включатся в эту работу. 

Проект имеет очень простое название «Едем на село». Цель работы, которую мы все вместе будем вести весь 2024-2025 год совместно с муниципалитетами Тюменской области, с привлечением НКО, депутатов, прессы, должна очень понравится глубокоуважаемому Юрию Михайловичу Коневу, председателю Общественного совета при Тюменской областной Думе.

Мы предлагаем организовано выезжать в сельские территории будущим аграриям, врачам, педагогам в целях увидеть лучшие практики, перспективы развития и возможности семейного благоустройства и закрепления в сельской местности. 

Поскольку этот проект мы бы хотели презентовать в рамках «круглого стола» на форуме Общественной палаты Российской Федерации «Сообщество» в городе Калуге в июле 2024 года, жду ваших предложений и инициатив для озвучивания на площадке форума.

Этот проект должен вобрать в себя все лучшие наработки и практики по трудоустройству (напомню, общероссийской форум мы проводили на площадке ТюмГУ весной 2024 года), молодежному туризму (эту тему ваш покорный слуга модерировал на общероссийском круглом столе в Вологде в октябре 2023 года), движению стройотрядов, взаимодействию с лекторами Общества «Знание», которыми являются и многие члены Общественной Палаты. 
Очень жду ваших инициативных предложений.


Завершить свое выступление позвольте словами Марка Твена, которые, между прочим, использовали студенты при написании эссе: «Два самых важных дня в жизни – это день, когда ты родился, и день, когда узнаешь, зачем родился», воспитывая личным примером, увлеченностью, служением мы помогаем понять каждому смысл жизни и его призвание. 

Член Общественной палаты РФ от Тюменской области, 
проректор по воспитательной работе ТюмГУ
О.А. Загвязинская








Поделиться