• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Мультипарадигмальное образование: разработка, прототипирование и апробация образовательных моделей для меняющегося рынка труда

3. Стратегические проекты, направленные на достижение целевой модели.


3.4. Мультипарадигмальное образование: разработка, прототипирование и апробация образовательных моделей для меняющегося рынка труда


3.4.1. Название стратегического проекта

Мультипарадигмальное образование: разработка, прототипирование и апробация образовательных моделей для меняющегося рынка труда


3.4.2. Цель стратегического проекта

Создание национальной экспериментально-образовательной сети центров по разработке, прототипированию и апробации оригинальных образовательных моделей, технологий и дизайнерских решений, соответствующих разным парадигмам высшего образования (свободное образование, проблемно-ориентированное обучение, целевая подготовка специалистов и т.д.), для подготовки профессионалов, способных продуктивно действовать в условиях изменяющегося рынка труда.


3.4.3. Задачи стратегического проекта
  1. Создание консорциума «Экспериментальное образование», участники которого реализуют экспериментальные образовательные программы, базирующиеся на представлении о необходимости деятельностного самоопределения человека в выборе образовательной траектории и сферы будущего профессионального применения и ориентированные на подготовку выпускников, способных эффективно адаптироваться к рынку труда, характеризующемуся сменой технологического уклада и переконфигурированием традиционной номенклатуры профессий. В рамках консорциума Школа образования должна занять лидирующую роль в разработке и прототипировании принципиальных моделей мультипрофильного бакалавриата для внедрения в образовательные пространства региональных университетов Российской Федерации.
  2. Разработка образовательных моделей в различных дисциплинарных областях (естественные науки, предпринимательство, социальные и гуманитарные науки, инженерия, IT, юриспруденция и педагогика), в том числе соединяющих естественные, социальные и гуманитарные дисциплины, а также исследование общих вопросов университетского образования (например, интеграция исследовательской  и образовательной деятельности, институциональная организация университетов, брендирование образовательных продуктов).
  3. Переход ТюмГУ и других университетов, входящих в экспериментально-образовательную сеть, от характерной для российских вузов стратегии догоняющего развития, реализуемой за счет заимствования элементов чужих образовательных моделей, к стратегии инновационного развития, реализуемой за счет самостоятельного конструирования целостных образовательных моделей под конкретные условия и задачи. 
  4. Интеграция лабораторий, экспертных и аналитических центров, входящих в экспертно-образовательную сеть, в мировое экспертное сообщество в области современного образовательного дизайна путем включения в работу специализированных международных ассоциаций. 
  5. Распространение успешных образовательных моделей на университеты, не входящие в экспертно-образовательную сеть, в том числе за счет предоставления консультационных услуг, развития программ дополнительного образования, магистратуры, аспирантуры в области образования, реализуемых в разных форматах (offline, online и смешанных), а также посредством сервиса франчайзингового сопровождения брендированных образовательных моделей, технологий и дизайнерских решений, разработанных и апробированных в Тюменском государственном университете и на других площадках экспериментально-образовательной сети. 
  6. Мониторинг апробации разработок, созданных участниками экспериментально-образовательной сети, в системе высшего образования Российской Федерации и за ее пределами и подготовка аналитических отчетов о передовых мультипарадигмальных практиках реализации программ высшего образования.

3.4.4. Ожидаемые результаты стратегических проектов
  1. Образовательные модели, технологии и решения, разработанные в Тюменском государственном университете, внедрены не менее чем в 25% российских университетов.
  2. Специалисты по трансформации университетов, подготовленные в Тюменском государственном университете, работают не менее чем в 150 российских и зарубежных университетах.
  3. В Тюменском государственном университете реализуются оригинальные образовательные программы, созданные на основе моделей, соединяющих элементы разных образовательных парадигм. Это обеспечивает максимально эффективную подготовку специалистов в зависимости от дисциплинарной специфики образовательной программы и потребностей рынка труда.
  4. Участники консорциумов, входящих в экспериментально-образовательную сеть, успешно апробируют различные модели образования, от проблемно-ориентированного обучения и свободного образования до парадигмы индустриальной подготовки специалистов, от традиционных программ высшего образования до программ дополнительного образования в офлайн, онлайн и смешанных форматах, реализуемых как самостоятельно, так и в партнерстве с корпорациями и другими университетами, в том числе зарубежными. 
  5. Для оценки эффективности образовательных программ разработана и используется система итерационной диагностики сформированности уникальных аддитивных компетентностных профилей обучающихся на основе их цифровых следов.
  6. Разработанные в университете передовые образовательные модели эффективно адаптируются к потребностям среднего образования и транслируются в школы Тюменской области, выводя регион в число регионов-лидеров в области среднего образования.

3.4.5. Описание стратегического проекта

В ходе реализации проекта в университете будет создана система управления национальной экспериментально-образовательной сетью, состоящей, с одной стороны, из объединенных в консорциумы центров компетенций в области разработки и прототипирования образовательных моделей, а также научно-образовательных организаций, экспериментально апробирующих или поточно реализующих инновационные образовательные программы, а, с другой стороны, из центров, которые производят оценку эффективности этих программ. Центральным элементом системы управления  будет Школа образования ТюмГУ, выступающая одновременно ключевым инициатором и координатором проектов консорциумов, коммуникативной платформой для их реализации, базой новых лабораторий и экспертных центров, экспериментальной площадкой для апробации инновационных образовательных программ.

Выбор данного стратегического проекта обусловлен наличием у Тюменского государственного университета серьезного задела:
  1. Школа перспективных исследований (SAS) с 2017 года работает в парадигме свободного образования и непрерывно экспериментирует с различными подходами к образованию, от отдельных учебных курсов до программы бакалавриата в целом. Наличие преподавателей из полутора десятков стран обеспечивает отсутствие инерции какой-либо национальной образовательной модели и открывает возможность для разработки и быстрой апробации различных образовательных решений. С 2020 года в SAS открыта магистерская программа «Экспериментальное высшее образование», которая готовит специалистов по трансформации бакалаврского образования для российских университетов.
  2. С 2019 года все программы бакалавриата реализуются в едином образовательном пространстве с общим «ядром» и системой из 600 курсов по выбору. Этот процесс координируется общеуниверситетским Управлением индивидуальных образовательных траекторий, которое одновременно является экспертным центром по индивидуализации образования, чьи сотрудники реализуют программы дополнительного образования для административных команд российских университетов.

Проекты стратегического проекта

1. Мультипрофильное образование по модели «2+2+2»

Цель проекта – разработка различных моделей мультипрофильного образования «2+2+2».

Задачи проекта: 
  1. Разработка моделей реализации обязательного общеобразовательного блока для всего бакалавриата/специалитета и их апробация. 
  2. Разработка и апробация моделей образования для мультидисциплинарных школ университета и участников консорциумов. 
  3. Создание цифрового сервиса для конструирования компетентностных профилей обучающихся. 

2.  Профессиональные школы мирового уровня

Цель проекта – разработка и апробация актуальных моделей подготовки кадров для трансформирующегося рынка труда в рамках консорциумов с ведущими университетами Российской Федерации. 

Задачи проекта: 
  1. Разработка модели современного инженерного образования.
  2. Разработка модели современного ИТ-образования.
  3. Разработка модели современного экономического образования.
  4. Разработка модели современного педагогического образования.
  5. Разработка модели современного юридического образования.

3. Валидация сформированности компетентностных профилей

Цель проекта – создание системы доказательного измерения сформированности компетентностных профилей обучающихся.

Задачи проекта: 
  1. Создание в образовательном пространстве экспериментальной площадки для контролируемого формирования универсальных компетенций обучающихся. 
  2. Внедрение независимой оценки сформированности универсальных компетенций с помощью внешних ассессмент-систем в рамках экспериментальных образовательных программ. 
  3. Формирование сети полигонов деятельностной валидации сформированности профессиональных компетенций. 

4. Гибкие образовательные программы

Цель проекта – поточная разработка и апробация гибких образовательных программ высшего образования, конфигурируемых заказчиком или потребителем с помощью системы специально спроектированных индикаторов и настроек.

Задачи проекта: 
  1. Централизация и масштабирование   практик образовательного дизайна в Тюменском государственном университете.
  2. Разработка и запуск сетевых образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры в партнерстве с другими участниками консорциумов, входящих в экспериментально-образовательную сеть. 
  3. Разработка и запуск «зеркальных» образовательных программ с бесшовными переходами между онлайн и офлайн форматами обучения.
  4. Разработка регламентов мониторинга экспериментальной апробации инновационных образовательных программ, реализуемых на основе разработанных в университете моделей образования, образовательных технологий и дизайнерских решений.
  5. Организация работы экспериментальных образовательных площадок для апробации инновационных технологий повышения гибкости образовательных программ.
  6. Создание конструктора образовательных программ из независимых учебных модулей с промежуточным присвоением микростепеней. 

5. Брендированные образовательные продукты

Цель проекта – вывод на рынок инновационных образовательных продуктов, созданных в рамках экспериментально-образовательной сети.

Задачи проекта: 
  1. Внешняя экспертиза качества образовательных продуктов. 
  2. Брендирование, продвижение и франчайзинговое сопровождение образовательных продуктов.
  3. Маркетинговые исследования рынка образовательных инноваций.

6. Исследование высшего образования

Цель проекта – организация и проведение исследований в области дидактики высшего образования, образовательного дизайна и разнообразных университетских практик. 

Задачи проекта: 
  1. Проведение исследований в рамках двух рамочных тем:
  2.     Рамочная тема 1: «Форматы, модели и парадигмы высшего образования»
           Подтемы: 
           a) Трансфер образовательных практик, технологий и модельных решений в высшем образовании.
           b) Практики образовательного дизайна.
           c) Инновационные подходы к высшему образованию.
       Рамочная тема 2: «Антропология университета»
           Подтемы: 
           a) Человек университетский в историческом, антропологическом и цифровом измерениях.
           b) Мотивация и агентность студента в образовательной программе.
           c) Возможности, ограничения и критерии трансформирующего обучения в высшем образовании.
  3. Определение научно-исследовательской повестки экспериментально-образовательного комплекса, релевантной мировым научно-исследовательским фронтирам в области изучения университетских образовательных практик (University Studies).
  4. Запуск сетевых исследовательских проектов в партнерстве с участниками консорциумов, входящих в экспериментально-образовательную сеть.
  5. Внедрение практик широкой трансляции результатов проведенных исследований через доклады на разных площадках и публикацию материалов (как в научных, так и публицистических жанрах) для обеспечения их трансфера в деятельность российских университетов по обеспечению и сопровождению образовательного процесса.

7.  Внедрение инструментов искусственного интеллекта в образовании

Цель проекта – разработка и апробация образовательных моделей с использованием искусственного интеллекта

Задачи проекта:
  1. Определение задач преподавателя в разработке и реализации программы, которые может решать искусственный интеллект, экспериментальная проверка эффективности замены преподавателя в этих задачах.
  2. Технологизация образовательного процесса.