2. Планы по достижению целевой модели: политики университета по основным направлениям деятельности
2.3. Молодежная политика
Цель молодежной политики – создание условий для формирования молодежью устойчивой среды, стимулирующей научно-исследовательское, конструкторско-технологическое, предпринимательское и социально-гуманитарное творчество.
Университет вовлекает студентов в продуктивную деятельность за пределами формального учебного процесса и обеспечивает широкий спектр интеллектуальных и деятельностных практик, соответствующих миссии университета. Таким образом, у молодежи расширяется представление об устройстве разных видов профессиональной деятельности, формируются навыки выбора, мотивация к обучению, осознание персональных дефицитов, и появляется возможность совершать безопасные деятельностные пробы.
Конкурентные преимущества университета в сфере молодежной политики:
развитая сеть студенческих сообществ (107 зарегистрированных студенческих объединений на 2021 г.), а также удобный для студентов сервис их создания и развития;
опыт формирования профессиональных сообществ, позволивший использовать активность студента вне учебных курсов как инструмент интеграции в профессиональное сообщество: студенческое отделение Международного сообщества инженеров-нефтяников ТюмГУ (UTMN SPE Student Chapter), студенческая ассоциация ландшафтных архитекторов Тюмени (С.А.Л.А.Т.); а также инструмента создания технологических проектов на базе сообщества мейкеров;
система конкурсов поддержки студенческих инициатив: с 2015 г. выделено более 128 млн руб. собственных и привлеченных средств на проведение стипендиальных и грантовых конкурсов;
включение во внешние механизмы самореализации молодежи (федеральный студенческий турнир трех наук, региональный этап всероссийского конкурса «Цифровой прорыв»), в том числе реализация экспериментальной партнерской программы с группой компаний «ТехноСпарк» в части ассессмента студентов и отбора на практику по строительству бизнеса;
собственные инициативы, формирующие повестку в различных направлениях самореализации молодежи: форум педагогов будущего «Крапива», CaseCupUTMN, Национальный форум молодых лидеров международного образования COMMUNITY, проектный марафон MAKERTHON;
опыт создания технологических проектов и бизнесов, в том числе со студентами в качестве учредителей через акселерационные мероприятия с привлечением Федеральных институтов развития (Фонд содействия инновациям, Фонд развития интернет-инициатив) и партнеров («Опора России», Всероссийский конкурс-акселератор «Большая разведка»). С 2018 по 2020 гг. было подготовлено более 40 технологических проектов на разных стадиях реализации, в том числе создано 15 компаний, более 1500 студентов приняли участие в учебных и внеучебных активностях проектно-предпринимательской направленности;
накопленный опыт студенческого фандрайзинга: более 100 млн привлеченных средств внешнего финансирования на студенческие проекты за последние 10 лет;
наличие соглашений о совместной деятельности и предоставление студентам возможности участия в молодежных проектах всероссийских общественных организаций: Молодежный комитет «Опоры России», Молодежный клуб «Русского географического общества» и др.;
реализация проекта по внедрению цифровой карьерной среды, позволяющей перевести взаимодействие студента, работодателя и университета в цифровое пространство и ускорить процесс построения индивидуальной карьерной траектории от этапа проектирования до полноценного трудоустройства.
Ключевые принципы молодежной политики:
взаимозачет образовательных результатов: любая подтвержденная продуктивная неформальная деятельность обучающегося может быть зачтена в образовательном процессе;
комплементарность миссии и целевой модели университета;
инклюзивность: реализация молодежной политики открыта для всех членов молодежного сообщества;
развитие, выражающееся в конкретных положительных результатах для участников проектов, университета и внешних для университета сообществ.
Инструменты реализации молодежной политики:
Молодежное самоуправление – участие молодежи в системе управления университетом и программами развития. Поддержка программ деятельности студенческих советов, советов молодых ученых и студенческих научных обществ университета. Развитие культуры соучастного проектирования университета через систему внутренних грантов на студенческие проекты по преобразованию университета, коммуникационные лаборатории и обратную связь.
Проектная деятельность как базовая практика – внедрение четырех проектных треков (исследовательский, предпринимательский, технологический, социокультурный), в рамках которых университет сотрудничает с городскими сообществами, органами власти, бизнесом и индустрией:
- Исследовательский трек. Включение студентов и молодых преподавателей в научно-исследовательские коллективы, в том числе с предоставлением доступа в лаборатории и к другой научной инфраструктуре с организацией менторского сопровождения. Особое внимание будет уделяться включению студентов и молодых ученых в международные исследовательские сети.
- Предпринимательский трек. Стартап-студия как инструмент развития студенческих технологических проектов для привлечения интереса частных инвесторов и венчурных фондов. Обеспечивается широкое вовлечение активных студентов, менторство команд, трекинг, реализация мероприятий по включению в сообщество технологических предпринимателей. Планируется масштабирование лучших практик постановки проектно-предпринимательских навыков, оценки освоения предпринимательских навыков и устранение разрывов с помощью образовательных модулей (в том числе программ дополнительного образования).
- Технологический трек. Мейкерство как совместная деятельность, раскрывающая креативные способности, позволяет освоить сквозные технологии индустрии 4.0 (IT, робототехника и мехатроника, 2D- и 3D-графика, компьютерный инжиниринг). Мейкерство будет объединять образовательные курсы, молодежные объединения, мероприятия и площадки в университете и в организациях-партнерах, что может рассматриваться как драйвер развития креативных индустрий в части технологий и предпринимательства.
- Социокультурный трек. Развитие инклюзивного, образовательного, социального, экологического, событийного, цифрового и интеллектуального добровольчества. Включение студентов в кооперацию с действующими волонтерскими организациями. Университет за счет предложения различных форм добровольческой деятельности обеспечивает включенность в практики гражданского соучастия более 50% студентов.
Университетская среда и ценности:
- Гражданское соучастие. Формирование у обучающихся навыков самоорганизации, умений брать на себя ответственность, оценивать и уважать значимость собственного вклада и вклада других людей в общее дело для воспитания активной гражданственности и патриотизма. Развитие гражданского соучастия через поддержку продуктивной общественно-полезной деятельности и политики «малых дел».
- Связи с профессиональным сообществом и выпускниками. Развитие сети студенческих профессиональных сообществ через взаимодействие с представителями реального сектора экономики, в том числе с наставниками, менторами и экспертами. Организация прохождения практик и стажировок студентов, молодых преподавателей и выпускников с возможностью дальнейшего трудоустройства как в ведущих компаниях бизнеса сектора, так и в научно-исследовательских лабораториях мирового класса, в том числе создаваемых в рамках Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра.
- Кооперация с внешними партнерами. Молодежные объединения реализуют совместные сетевые проекты с другими университетами, некоммерческими организациями, бизнесом, городскими сообществами.
- Спорт и здоровый образ жизни. Любительский спорт будет развиваться благодаря использованию региональной инфраструктуры для проведения марафонов, соревнований, интеллектуально-спортивных мероприятий с целью формирования ценностей здорового образа жизни и всестороннего развития человека. Планируется продвижение студенческих спортивных команд университета и расширение партнерских взаимоотношений со спортивными движениями и профессиональными командами и клубами. Как особое направление планируется развитие молодежного туризма благодаря сотрудничеству с особо охраняемыми природными территориями, природными парками, Русским географическим обществом, Российским историческим обществом, в том числе участие в программе студенческого туризма, запущенной Минобрнауки в 2021 г. Предполагается включение в систематические занятия физической культурой и спортом более 80% обучающихся и более 50% молодых сотрудников университета.
Результатом реализации молодежной политики должно стать вовлечение подавляющего большинства обучающихся в регулярную (клубы и сообщества, движения, лаборатории) или разовую (форумы, конференции, мероприятия) деятельность и фиксация полученного студентами опыта в цифровом следе.
Ключевой ожидаемый эффект от реализации молодежной политики – повышение вовлеченности молодежи в различные виды деятельности, соответствующие внутренним потребностям молодых людей, а также текущему запросу государственной политики, индустрии, региона и университета.