2. Планы по достижению целевой модели: политики университета по основным направлениям деятельности
2.9. Политика в области открытых данных
Университет раскрывает данные для повышения осведомленности образовательного и исследовательского сообществ и иных заинтересованных лиц о его деятельности и создания оптимальных условий для предоставления потребителю актуальных, достоверных, применимых в исследовательской, образовательной и иной практической деятельности данных на безвозмездной основе.
Мероприятиями по раскрытию данных ТюмГУ вносит свой вклад в «формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений» в соответствии с одним из приоритетных направлений «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.», утвержденной указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. При этом ТюмГУ руководствуется прагматическим принципом: открывать столько данных, сколько возможно; оставлять закрытыми столько данных, сколько необходимо.
В настоящее время на официальном сайте Университета размещаются данные, предусмотренные ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ФЗ «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ и соответствующие требованиям к официальным сайтам образовательных учреждений, предъявляемым Правительством РФ и Рособрнадзором.
В большинстве случаев перечисленные виды данных представлены на информационных ресурсах университета в немашиночитаемом формате, что препятствует их автоматизированной обработке и дальнейшему использованию. На данный момент набор данных и форма подачи информации не дает полного представления о возможностях вуза.
Открытые данные Тюменского государственного университета в том или ином виде также присутствуют на информационных ресурсах федеральных и региональных органов государственных власти. Данные представлены в обобщенном виде, носят статистический характер, их набор ограничен, что делает затруднительным их практическое применение.
При этом у ТюмГУ присутствуют элементы инфраструктуры открытых данных. Работает свой репозиторий (DSpace), который на данный момент используется для хранения отчетов, статей и других написанных материалов, но может быть усовершенствован для хранения массивов исследовательских данных. Материалы репозитория индексируются Google Scholar и другими поисковиками по материалам открытого доступа.
Основные направления развития
1) Расширение набора раскрываемых данных ТюмГУ:
a. Открытые данные ТюмГУ удовлетворяют потенциальные запросы различных категорий потребителей:
родителей и абитуриентов (средний балл ЕГЭ, количество мест в общежитиях, информация о выпускниках);
работодателей (данные цифрового следа студентов и выпускников);
преподавателей (раскрытие в нужном объеме образовательных курсов, методик преподавания и планирования учебной деятельности для демонстрации ценности образовательной модели университета и тиражирования успешного опыта);
исследователей и индустриальных партнеров (репозиторий электронных ресурсов научно-технической информации, позволяющий в том числе предоставлять свободный доступ и обмен результатами исследований (open protocols — open data — open access), а также информация об имеющемся научном оборудовании);
студентов (база для ведения исследований и разработки проектов в рамках обучения).
b. Процесс раскрытия новых наборов данных неизбежно требует ряда организационных мероприятий:
создания регламентов для определения режима открытости (как скоро после исследования те или иные объекты попадают в открытый доступ) с учетом особенностей исследовательских и образовательных подразделений;
определения лицензий, которые не противоречат российскому законодательству, но при этом позволяют попасть в нужные международные поисковые системы и каталоги по открытым образовательным и исследовательским данным, и формулировки политики лицензирования для различных объектов;
формирования комиссий по исследовательской этике;
выработки методов выявления потребности целевых аудиторий, а также внутренних процедур согласования возможности раскрытия тех или иных видов данных;
создания системы правового и технического контроля открытых данных перед публикацией, в том числе в части проверки отсутствия в них информации ограниченного доступа, паспортизации, определения лицензий, алгоритмической прозрачности и т.д.
определения лиц, ответственных за проведение политики открытых данных, для эффективного распространения информации об открытых данных и открытой науке в университете и за его пределами.
2) Разработка инфраструктуры и инструментов визуализации открытых данных. Одним из ключевых элементов инфраструктуры открытых данных станет агрегатор, позволяющий собирать информацию в режиме реального времени из различных информационных систем университета в машиночитаемом формате с дальнейшей интеграцией на открытые информационные ресурсы университета для ее раскрытия. Данный инструмент станет частью системы по сбору и анализу информации, позволяющей извлекать необходимые данные при принятии управленческих решений внутри Университета. В части визуализации и представления открытых данных планируется внедрение сервисов конвертации данных из машиночитаемых в человекочитаемые форматы (чат-боты, дашборды), что значительно расширит круг их потребителей.
3) Развитие культуры работы с открытыми данными. Навык работы с данными в условиях информационного общества становится необходимостью. В рамках данного направления ТюмГУ не только решает задачу формирования у своих студентов и сотрудников (и шире – в обществе) культуры работы с открытыми данными, но и нацелен на подготовку кадров для цифровой экономики путем:
формирования в университете группы компетентных специалистов по открытым данным, которые будут включены в международное профессиональное взаимодействие и образовательный процесс;
обучения студентов навыкам работы с открытыми данными в исследовательской работе у старших бакалавров, магистров и аспирантов и в рамках проектов науки граждан (citizen science) для младших бакалавров;
взращиванию специалистов (data steward) по управлению образовательными и исследовательскими данными – education and research data management, которые смогут консультировать подразделения ТюмГУ;
проведения открытых конкурсов и хакатонов среди студентов по созданию проектов на основе открытых данных;
поддержки проектов, основанных на открытых данных университета для дальнейшего их развития, создания технологических стартапов, которые впоследствии могут быть защищены в качестве выпускных квалификационных работ («Стартап как диплом») и потенциально стать частью цифровой экономики региона.
Ключевыми ожидаемыми эффектами от политики станут повышение уровня заинтересованности и доверия общества к деятельности университета, развитие навыков по работе с открытыми данными у студентов, исследователей и сотрудников, внедрение лучших практик по работе с данными, приращение рынка труда специалистами, обладающими компетенциями цифровой экономики, раскрытие важных аспектов деятельности университета перед российским и зарубежным академическими сообществами, формирование ресурсной базы для развития технологий искусственного интеллекта.