• Переключить сайт на версию для слабовидящих
2. Планы по достижению целевой модели: политики университета по основным направлениям деятельности

2.6. Система управления университетом


Тюменский государственный университет обладает системой управления, позволяющей эффективно обеспечивать научно-исследовательскую, образовательную, социальную и инновационную деятельность. Укрупненная организационная структура университета включает 2 научно-образовательные школы, 12 научно-образовательных институтов, 15 управлений по различным видам деятельности, а также 40 научно-исследовательских, образовательных и инновационных центров и лабораторий.

Структура, компетенция органов управления университета, сроки полномочий и порядок деятельности определяются действующим законодательством РФ и уставом ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет». Значимую роль в развитии университета играет Наблюдательный совет – выборный представительный орган стратегического управления, через который проходят все ключевые стратегические вопросы. Членами Наблюдательного совета, обеспечивающими высочайший уровень экспертизы, являются: председатель – В.В. Якушев, полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе; губернатор Тюменской области А.В. Моор; губернатор ЯНАО Д.А. Артюхов; генеральный директор, председатель правления ПАО «СИБУР» М.Ю. Карисалов; первый заместитель генерального директора, заместитель председателя правления ПАО «Газпромнефть» В.В. Яковлев; директора институтов СО РАН В.А. Крюков и Д.М. Маркович, а также заместитель министра науки и высшего образования Д.В. Афанасьев.

Для достижения целей развития университета в рамках реализации ППК в университете внедрена система управления стратегическими инициативами (СИ1 – Превосходное образование, СИ2 – Исследования на фронтирах, СИ3 – Новые лица, СИ4 – Центр притяжения талантов, СИ5 – Умное управление, СИ6 – Генерация бизнесов, СИ7 – Узнаваемость университета), для каждой из которых сформированы управленческие команды под руководством компетентных экспертов, предусмотрены отдельные мероприятия по достижению поставленных целей, сформированы и достигнуты ключевые показатели эффективности.

В рамках подготовки к участию в конкурсе по созданию научно-образовательных центров мирового уровня Тюменский государственный университет выступил точкой сборки Западно-Сибирского научно-образовательного межрегионального центра мирового уровня (НОЦ) и обеспечил заключение партнерских соглашений по реализации программы НИОКТР в трех тематиках («Биобезопасность человека растений и животных», «Арктика. Ресурсы холодного мира» и «Цифровая трансформация нефтегазовой индустрии») с более чем 40 научными организациями, университетами и индустриальными партнерами. Для реализации проекта «Карбоновый полигон» в 2021 г. заключен трехсторонний договор между Тюменской областью, ПАО «СИБУР» и университетом.

Таким образом, у университета накоплен богатый опыт разработки и управления масштабными программами в области науки, образования и инноваций, однако новый этап развития, включающий создание масштабных консорциумов для реализации стратегических проектов и активное включение внешних стейкхолдеров в программу развития, а также пересборку старых и создание новых школ и институций, требует серьезной модернизации системы управления.

Модель управления реализацией программы развития

Обновленная модель управления университетом в части реализации программы развития будет выстроена на основе разветвленного проектного менеджмента, интеграции систем управления членов консорциумов и внедрения аналитических систем поддержки принятия управленческих решений.

Рисунок 3.jpg

Модель управления программой развития будет построена на принципе распределенного управления с высокой степенью самостоятельности руководителей стратегических проектов с акцентом на систему управления по целям (management by objectives, MBO). Процесс согласования стратегических целей внутри университета и их каскадирования до уровня оперативного управления будет организован таким образом, что и руководство, и сотрудники разделяют стратегические цели, одинаково их понимают, знают, что они означают для организации. Для формирования и эффективной реализации системы MBO в университете разрабатывается специальный комплекс документов и мероприятий. MBO вводится на уровне управления программой развития университета и реализуется в рамках Управляющего совета программы развития (далее Управляющий совет), отвечающего за внедрение лучших практик и стратегическое развитие университета в целом.

Управляющий совет формируется отдельным приказом по университету и возглавляется ректором. Основными функциями этой структуры являются:
  1. ежегодная оценка результатов выполнения стратегических проектов, а также принятие в случае необходимости корректирующих решений;
  2. принятие решений о трансформации организационной структуры университета;
  3. ежегодный отбор и оценка новых инициатив и проектов для улучшения деятельности университета, в том числе масштабирование/тиражирование лучших практик (научных, образовательных, организационных и т.д.).
Подробный порядок деятельности Управляющего совета разрабатывается в соответствующем регламенте и утверждается Ученым советом университета.

 Управляющий совет работает в тесной связке с Проектным офисом программы развития (далее Проектный офис), который в свою очередь отвечает за реализацию стратегических проектов и портфелей проектов в них и действует на основе ключевых показателей эффективности (KPI). Проектный офис создается отдельным приказом по университету.

Основными функциями Проектного офиса являются:
  1. разработка и внедрение методологии проектного управления в рамках стратегических проектов, контроль за ее соблюдением, проведение аудита;
  2. формирование реестра проектов и сводной отчетности по проектам, оказание методической помощи в планировании и контроле реализации отдельных проектов по запросу;
  3. организация обучения проектному управлению всех лиц, вовлеченных в стратегическую проектную деятельность, в том числе участников консорциумов;
  4. обеспечение работы Управляющего совета программы;
  5. выбор, внедрение, поддержка и развитие или разработка информационной системы планирования и мониторинга проектов;
  6. менеджмент знаний в области управления проектами (сбор, анализ, обобщение и распространение знаний между участниками проектной деятельности).
Для внедрения распределенной модели управления в реализации стратегических проектов могут формироваться независимые консультационные органы: советы стратегического развития, членами которых становятся эксперты из реального сектора экономики, власти, бизнеса, общественных организаций, ключевые представители консорциумов. Главная функция стратегических советов – способствовать наилучшему исполнению стратегических проектов и обеспечивать ускоренный трансфер результатов в экономику.

Отличительной особенностью нового этапа развития университета станет реализация процедур присоединения к Тюменскому государственному университету научно-исследовательских институтов РАН и иных научно-образовательных организаций в целях быстрой интеграции ресурсов для достижения синергии прорывов в ключевых исследовательских областях и генерации прикладных результатов деятельности для экономики региона. В 2021 г. подписано соглашение о намерениях и дорожная карта присоединения к университету Федерального исследовательского центра «Тюменский научный центр СО РАН» (ФИЦ ТюмНЦ СО РАН). На втором этапе программы развития, в 2022 – 2030 гг., Тюменский государственный университет планирует включить в свой состав путем присоединения не менее 2 научно-образовательных организаций Тюменского региона.

Основные планируемые изменения в системе управления уже запущены в ТюмГУ и будут реализованы в три этапа. На первом этапе модернизации системы управления университетом создаются Управляющий совет и Проектный офис, формируются положения об их работе, проводится набор и обучение персонала. На втором этапе начинается последовательная пересборка системы управления университетом в целом: будут сформированы не менее 8 научно-образовательных школ (3 из них гринфилды) для ускоренной трансформации университета в институцию, активно обеспечивающую трансфер технологий и являющуюся драйвером экономического развития экономики макрорегиона.

Рисунок 4.jpg

На третьем этапе будет реализована программа обучения и развития управленческой команды на всех уровнях, включая последовательную сертификацию управленческой команды университета по проектному управлению (IPMA Level A – B – C –D).

Первым из ключевых элементов управления программой развития станет новый для университета подход к системе управления стратегическими проектами, дизайн которого приведен на организационной схеме. Система управления каждым из пяти стратегических проектов развития подробно разрабатывается в уставе проекта. Управляющий контур стратегического проекта состоит из спонсора проекта (как правило, ректора университета) и управляющего комитета, в который входят ключевые заказчики и другие заинтересованные в результатах стратегического проекта стороны. Руководит проектом куратор (генеральный проектный менеджер), который отвечает за весь портфель проектов, из которых состоит стратегический проект.

Рисунок 5.jpg

В портфеле каждого стратегического проекта может быть до 7 проектов, команда которых формируется из участников консорциумов, внешних участников, а также отдельных представителей и коллективов университета. Для каждого проекта в портфеле составляется собственный устав, определяются ключевые показатели эффективности, перечень планируемых внутренних и внешних результатов, назначается руководитель.

Генеральными партнерами университета по внедрению и развитию проектного управления в рамках программы развития станут Национальная ассоциация управления проектами СОВНЕТ и Академия управления WINbd.

Указанные изменения в системе управления университетом за счет внедрения конкретных механизмов модернизации обеспечат взаимосвязь управленческих решений с политиками университета в сфере образования, научно-исследовательской деятельности, трансфера знаний и технологий, кадровой политики, коммерциализации разработок и за счет интеграции ТюмГУ с консорциумами, включающими другие университеты, научные, медицинские и бизнес-организации, обеспечат достижение следующих масштабных результатов к 2030 г.