• Переключить сайт на версию для слабовидящих
2. Планы по достижению целевой модели: политики университета по основным направлениям деятельности

2.7. Финансовая модель университета


Финансовая архитектура Тюменского государственного университета основана на сбалансированном сочетании бюджетных и внебюджетных инструментов привлечения и использования средств.

Целевой ориентир – увеличение доходов от научно-исследовательской деятельности и диверсификация источников финансирования вуза.

На сегодняшний день университет имеет высокую долю внебюджетных источников в структуре доходов (более 40%), что позволяет инвестировать финансовые ресурсы в приоритетные направления развития. В целом объем доходов составляет 4,4 млрд рублей.

Сложившаяся к 2020 г. финансовая модель Тюменского государственного университета характеризуется значительной величиной средств от оказания образовательных услуг по образовательным программам различного уровня подготовки (80%), 15% приходится на объем финансирования научных исследований и разработок.

ТюмГУ, как базовая организация Западно-Сибирского межрегионального НОЦ, активно привлекает дополнительное финансирование посредством государственных преференций, грантов в форме субсидий и иных целевых средств за счет бюджета Федерации и бюджета Тюменской области.

Одним из основных направлений расходования средств университета наряду с затратами на НИОКТР и капитальными вложениями выступает оплата труда научно-педагогических работников и иных категорий сотрудников с учетом достижения показателей, установленных Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (67%).

Реализация программы развития Тюменского государственного университета предусматривает современную модель финансового обеспечения, сочетающую различные источники и инструменты многоуровневого и многоканального финансирования, обеспечивающие достижение показателей и индикаторов стратегического развития университета.

Финансовая модель ТюмГУ строится на кооперации университета с бизнесом, интеграции ресурсов в рамках консорциумов, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Основными принципами планируемых изменений финансовой модели университета являются: 
  1. Максимизация доходов от НИОКТР за счет расширения количества работающих на мировом уровне научных коллективов, увеличения численности исследователей и включенности в НИОКТР преподавателей и обучающихся.
  2. Оптимизация структуры операционных расходов и капитальных вложений университета и обеспечение его финансовой устойчивости, предусматривающая управление издержками университета, отказ от неэффективных направлений деятельности.
  3. Использование современных механизмов привлечения финансовых средств, предполагающих реализацию программ корпоративной филантропии и развития фонда целевого капитала.
Финансовая модель университета предполагает следующие ключевые характеристики:
  1. внедрение механизмов проектного управления, предусматривающих повышение качества бюджетного управления, в том числе посредством экспертизы проектов (образовательных, научных, социальных и т.п.) и оценки экономической эффективности инвестиций во внеоборотные активы;
  2. развитие системы внутреннего финансового контроля и автоматизации управленческого учета;
  3. внедрение системы мотивации научно-педагогических работников и научных сотрудников по результатам научной, образовательной, а также предпринимательской активности. 
Направления и инструменты трансформации финансовой модели университета и ожидаемые эффекты от ее реализации предопределены целями развития университета в сфере образования, научно-исследовательской деятельности, трансфера знаний и технологий, коммерциализации разработок, молодежной политики. 

Финансовая модель программы развития университета в период до 2030 г. предусматривает повышение доли внебюджетных источников (с 43% в 2020 г. до 50% в 2030 г.) на фоне увеличения бюджета университета.

Повышение привлекательности обучения, расширение географии приема, увеличение количества образовательных программ для различных категорий обучающихся позволят нарастить контингент и объем поступлений от оказания образовательных услуг всех уровней образования (ВО, СПО, ДПО).

Вместе с тем развитие мотивационных программ и проектов профессионального и управленческого развития, применение академического контракта нацелены на обеспечение конкурентоспособного уровня совокупного вознаграждения научно-педагогических работников вуза (средняя заработная плата НПР на уровне 220% к средней з/п по экономике региона).

Активное привлечение ресурсов российских и международных частных и государственных промышленных компаний и предприятий в научную деятельность, развитие трансфера знаний и технологий (в том числе получение доходов от реализации объектов интеллектуальной собственности РИД) позволит увеличить объемы финансирования НИОКТР и международной деятельности и окажет влияние на изменение структуры источников финансирования ТюмГУ в 2030 г.

Доля доходов от научных исследований к 2030 г. увеличится до 40%, что в абсолютном выражении составит 6 млрд руб. На фоне увеличения доходов от оказания образовательных услуг в абсолютном выражении планируется снижение их доли в общем объеме финансирования ТюмГУ с 80% в 2020 г. до 40% в 2030 г. Общий объем бюджета вырастет в 3 раз и составит 14 млрд руб.

В составе бюджетных источников предполагается увеличение объемов финансирования университета посредством государственных преференций, грантов в форме субсидий и иных целевых средств за счет бюджета Тюменской области и бюджетов муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством субъекта РФ и органов местного самоуправления.

Наряду с инвестированием собственных средств университета и увеличением внутренних затрат на НИОКТР планируется привлечение средств из внешних источников для финансирования инвестиционных и инновационных затрат, в том числе за счет средств бюджета субъекта РФ на модернизацию и развитие инфраструктуры научно-образовательного кампуса и региона в целом (региональные инвестиции на развитие инфраструктуры составят не менее 3 млрд руб. до 2030 г.).

Бюджетные ассигнования из бюджетов различных уровней выступят действенным инструментом поддержки образовательной организации в целях научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы.

В период до 2030 г. Тюменский государственный университет будет повышать экономическое значение целевого финансирования попечителей, благотворителей (в том числе за счет целевых пожертвований от стратегических партнеров ПАО «СИБУР», ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром нефть» на развитие МТБ и выполнение НИОТКР, расширения числа благотворителей эндаумент-фонда).

Развитие дополнительных источников финансирования позволит увеличить Фонд целевого капитала с 17 млн руб. в 2020 г. до 100 млн руб. в 2030 г.

Основная ставка в развитии Фонда целевого капитала ТюмГУ делается не только на оперативное увеличение объемов Фонда за счет масштабного вовлечения бизнес-партнеров, но и планомерное, поступательное развитие корпоративной филантропии, позволяющее обеспечить регулярный приток финансовых средств от выпускников и сотрудников университета в долгосрочной перспективе.

Привлечение бизнеса осуществляется посредством реализации общих проектов (карьерных, кампусных, стипендиальных и др.), совместного участия в неформальных мероприятиях и ивентах.

Имплементация культуры корпоративной филантропии должна базироваться на принципах открытости (широкое информационное сопровождение), доступности (внедрение цифровых решений), массовости (широкий охват целевой аудитории).

Трансформация модели финансового обеспечения ТюмГУ основана на сбалансированном соединении требований, вытекающих из особенностей образовательной и научно-исследовательской деятельности университета и практик управления корпоративными финансами.

Реализация программы развития позволит обеспечить привлекательность обучения, исследований и разработок, повысить качество и востребованность реальным сектором экономики образовательных, научно-технических и социальных услуг университета.