• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Обеспечение условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе студентов ИТ-специальностей

2. Планы по достижению целевой модели: политики университета по основным направлениям деятельности

2.1. Образовательная политика

2.1.1. Обеспечение условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе студентов ИТ-специальностей


Университет гарантирует обучающимся создание условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий. Для этого осуществлена комплексная цифровая трансформация образования:
  1. внедрение в образовательное пространство широкого спектра модулей, формирующих цифровые компетенции у обучающихся;
  2. внедрение в исследовательскую и проектную работу студентов и преподавателей цифровых протоколов;
  3. установка современного оборудования, разработка и/или внедрение передового программного обеспечения;
  4. создание внешнего цифрового контура через участие в виртуальных партнерских сетях.
В настоящее время цифровые компетенции являются обязательной частью учебного плана всех направлений подготовки и формируются посредством обязательной для всех первокурсников дисциплины «Цифровая культура», использования цифровых коммуникационных инструментов для организации командной работы в рамках проектной деятельности в дисциплинах «Россия и мир» и «Управление проектами», обязательного изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в формате массового открытого онлайн-курса. Это позволило создать единый стандарт формирования компетенций в области цифровой культуры и цифровой грамотности. Углубление цифровых компетенций обучающихся обеспечивается в рамках элективного блока дисциплин посредством обязательного выбора минимум одного элективов в тематической группе «Цифровая культура». В результате дисциплины, формирующие базовые цифровые компетенции у обучающихся всех направлений подготовки, составляют в среднем 14% от блока теоретического обучения.

В 2022 г. в университете будет запущено новое образовательное пространство, в котором планируются к внедрению 5 обязательных общеуниверситетских дисциплин, направленных на формирование цифровых компетенций в области создания алгоритмов и программ, пригодных для практического применения, и навыков использования и освоения новых цифровых технологий: цифровая культура; аналитическая систематика; системная аналитика; основы программирования; управление проектами. 

В дополнение к блоку обязательных дисциплин минимум 20% элективного образовательного пространства заполнено курсами, реализация которых формирует у студентов навыки использования и
освоения новых цифровых технологий. Подробное описание курсов представлено в Приложении 7.

Объем (52 з.е.) и содержание элективного блока дисциплин (29 предметно-тематических блоков) для всех образовательных программ бакалавриата в текущей реализации определяются с учетом прав обучающихся на освоение образовательных программ в виде индивидуальных образовательных траекторий. Элективный блок составляет 21% от общего объема программы. В новой модели образования степень индивидуализации образовательных программ возрастет до 65% за счет возможности выбора и конструирования базового профессионального трека. 

Индивидуальные траектории обучающихся формируются на пересечении перечня значимых компетенций, цифровых образовательных технологий, которые позволяют их обеспечивать, и системы управления образовательным процессом на основе данных. Для этого в университете разрабатывается и планируется к внедрению информационная система сбора и фиксации результатов формирования и развития компетенций, в том числе цифровых, с помощью использования цифровых следов обучающихся и их презентации в формате персональных компетентностных профилей.

В университете также планируется разработка и реализация модульных программ профессиональной переподготовки, включающих модули базовых цифровых компетенций, модули профессиональной ориентации (направлены на формирование и развитие профессиональных цифровых компетенций) и практическое модули от компаний цифровой экономики. Это позволит обучающимся получить дополнительную квалификацию, в том числе на бесплатной основе. Программы будут реализованы по единым принципам: входной ассессмент компетенций, межмодульная работа, защита выпускного проекта перед экспертами компаний цифровой экономики. Подробное описание модульных программ профессиональной переподготовки представлено в Приложении 7.

В целях повышения качества подготовки обучающихся по программам высшего образования в области разработки программного обеспечения, машинного обучения, анализа данных, защиты программного обеспечения, анализа кода и оценки уязвимостей ТюмГУ вступит в партнерство с лидерами по формированию цифровых компетенций. Партнеры ТюмГУ по созданию передового образовательного контента в сфере цифровых технологий и организации программ академической мобильности – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Университет «Иннополис», ВШЭ, ИТМО, УрФУ и ведущие компании цифровой экономики (SkillFactory, SkyEng, 1С, CUSTIS, Яндекс, Mail.ru Group, Майкрософт и пр.).

Также в целях развития цифровых компетенций в 2021 г. в ТюмГУ открыты 2 онлайн-магистратуры в партнерстве со SkillFactory: «Разработка программных систем» и «Цифровая трансформация образования и управление на основе данных». При внедрении данных программ возникла необходимость тестирования онлайн-контента, поэтому было выбрано направление по реализации виртуальных стажировок, связанных с тестированием образовательных онлайн-продуктов (описание приведено в Приложении 7). 

В связи с событиями 2020 г. и их последствиями ТюмГУ ставит перед собой задачу развития программ академической мобильности, в том числе путем реализации виртуальных стажировок, онлайн-практик и цифровых лабораторий (описание прототипа онлайн-программы академической мобильности, реализуемой на данным момент, приведено в Приложении 7).

Для реализации программ академической мобильности каждая профессиональная школа формирует профиль цифровых компетенций (которые нужны для конкретного профессионального трека), ищет поставщика этих компетенций из числа других образовательных учреждений, заключает соглашение или договор на реализацию данной программы, проводит отбор студентов и отправляет студентов на онлайн-программу.

Для ускоренного формирования цифровых компетенций для студентов создаются специально организованные площадки с принципами и формами работы, отличными от традиционного образовательного процесса, чтобы временно создать в университете практику реальных бизнес-процессов: проектные интенсивы с привлечением действующих предпринимателей и институтов развития; проектный марафон MAKERTHON; номинация «Хакатон» в рамках реализации направления «Научно-техническое творчество» областного фестиваля «Студенческая весна»; ИТ-конкурсы для студентов и др. Подробное описание планируемых мероприятий представлено в Приложении 7. Полученный опыт проектной деятельности способствует возникновению студенческих стартапов, в том числе претендующих на статус выпускной квалификационной работы. 

В рамках реализации политики предусмотрено внедрение практик и систем учета студенческих проектов с самых ранних стадий обучения для выявления студентов с наиболее сформированными компетентностным профилями венчурного строительства и проектного управления для рекомендации им в качестве дипломного проектирования разработки собственных проектов, в том числе предпринимательских. 

Анализ и мониторинг востребованности отдельных компетенций и компетентностных профилей, в том числе с учетом данных, представленных на профильных платформах, функционирующих в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», ведет Лаборатория рынка труда Тюменского государственного университета, созданная и работающая в партнерстве с НИУ ВШЭ. Результаты мониторинга учитываются при разработке и модернизации образовательных программ. 

Для проведения независимой оценки цифровых компетенций обучающихся в области создания алгоритмов и программ планируется создание ассессмент-центра с привлечением в качестве экспертов представителей компаний цифровой экономики и ведущих российских университетов (НИУ ВШЭ и ИТМО).