• Переключить сайт на версию для слабовидящих
2. Планы по достижению целевой модели: политики университета по основным направлениям деятельности

2.1. Образовательная политика

Цель образовательной политики Тюменского государственного университета – максимизация потенциала обучающихся посредством их оснащения актуальным набором компетенций с погружением в передовые профессиональные среды и активным вовлечением в перспективные профессиональные практики. 

К 2021 г. университет успешно реализовал ряд инновационных проектов в области образования:
  1. Создание Школы перспективных исследований (SAS), в бакалавриате которой полностью инсталлирована модель свободного образования по 7 направлениям подготовки, от биологии до кино и медиа
  2. Создание Политехнической школы в партнерстве с компанией «Газпром-Нефть», где была внедрена новая модель инженерного образования на уровне магистратуры.
  3. Трансформация образовательного браунфилда. Университет первым в РФ трансформировал образовательное пространство всего университета, положив в основу принцип индивидуализации образовательных траекторий.  В настоящее время университет позиционирует себя как национального лидера в области создания единого образовательного пространства для всех направлений подготовки бакалавриата. В текущем учебном году по образовательным программам, реализуемым на основе индивидуализации образовательных траекторий, обучается 8204 студента (более 70% общего контингента). В элективном пространстве представлено более 600 авторских курсов-элективов (количество элективов выросло в три раза с 2017 г.), 10% которых обеспечивается внешними профессионалами. Конструирование индивидуальных образовательных траекторий сопровождается профессиональными тьюторами, университет единственный в России ввел тьюторство как массовую практику.
  4. Внедрение облачного платформенного решения для организации и управления образовательным процессом. На данный момент в ядре платформы реализован следующий функционал: каталог курсов/модулей и конструирование образовательных программ, выбор курсов/модулей и построение траектории обучения, проектирование учебных планов и расчет занятости НПР, учет академических результатов и рейтингование студентов, индивидуальное расписание, включающее учебную и внеучебную деятельность. Платформа интегрирована с ERP системами университета, что позволяет последовательно расширять единую цифровую образовательною среду. 
  5. Тиражирование опыта трансформации образовательной деятельности на основе индивидуализации траекторий обучения среди университетов-участников Западно-Сибирского НОЦ как первый этап интеграции организаций-участников НОЦ в открытом образовательном пространстве региона. Ключевые партнеры, вступившие в кооперацию с университетом в ходе разработки и реализации новых образовательных программ, – ПАО «Газпром нефть», ПАО «СИБУР», ПАО «Роснефть», НИУ «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений, НИИ Биомедицинской химии им. В.Н. Ореховича и др.

Образовательная политика университета ориентирована на массовую подготовку выпускников, чьи компетентностные профили соответствуют научно-технологическим приоритетам РФ, а также исследовательским направлениям и сложившимся экспертным практикам университета: биологическая безопасность, биотехнологии, климатические изменения, экспериментальное образование, науки о данных и социально-гуманитарные исследования проблем взаимодействия человека, природы и технологий. В университете будет выделен сфокусированный на приоритетных направлениях портфель образовательных программ путем ориентации на одном/нескольких приоритетных направлениях в части объектов изучения, инструментов и профессиональных практик, предоставляющих обучающимся опыт реальной деятельности. 

Обязательной характеристикой образовательных программ университета выступает наличие взаимодействия между направлениями подготовки для формирования широкого междисциплинарного кругозора обучающихся. Накопленный опыт трансформации образовательного пространства создает значительный задел для интеграции приоритетных научных направлений в содержание всего университетского образования. 

Концептуальная модель образовательного пространства университета предполагает модульную реализацию образовательных программ с отложенной профилизацией. Пионером здесь выступила Школа перспективных исследований (SAS), которая с 2017 года  работает в системе «2+2+2», что предполагает совпадение учебных планов студентов всех направлений подготовки на первых двух годах обучения (с индивидуальной вариативностью в зависимости от выбранного набора элективных курсов). С 2019 г. образовательные программы студентов всех направлений подготовки всего университета на первых и вторых годах обучения совпадают на 70% и 30% соответственно, что позволяет реализовать общеуниверситетское «ядро» и систему элективов. С 2022 г. университет в целом будет работать по модели «2+2+2». 

Первая ступень образования (бакалавриат, специалитет) в новой модели образования ТюмГУ разделяется на два самостоятельных уровня: общеобразовательный трека:
  1. общеобразовательный трек (ядерная программа), позволяющий обучающимся для более осознанного профессионального самоопределения погрузиться в разные сферы и виды деятельности и сформировать наборы универсальных и общепрофессиональных компетенций, необходимые для перехода к профессиональной подготовке; 
  2. базовый профессиональный трек, формирующий профессиональные компетенции и соответствующий квалификации, указанной в дипломе выпускника. 
Учебные курсы и практики общеобразовательного трека реализуются на основе принципа индивидуализации образовательных траекторий с возможностью выбора обучающимися уровня сложности обучения и вариантов образовательного контента. Образовательные модули, формирующие общеобразовательный трек, призваны сформировать университетскую идентичность обучающихся и обеспечить развитие универсальных компетенции в сферах самоуправления, коммуникации, цифровой грамотности, анализа данных, проектирования и проектного менеджмента. Реализация образовательных модулей общеобразовательного трека осуществляется в онлайн- и офлайн-форматах. 

Профессиональный трек первой ступени образования и программы магистратуры призваны оснастить обучающихся актуальным набором профессиональных компетенций, погрузить в передовые профессиональные среды и вовлечь в перспективные профессиональные практики. С этой целью в рамках каждой программы предусматривается блок практического обучения, составляющий не менее 50% от общего объема профессионального трека. 

На следующей ступени в новой модели образования ТюмГУ реализуются следующие типы магистерских программ: 
  1. исследовательские (воспроизводство научных кадров для фронтирных направлений);
  2. проектно-ориентированные (в партнерстве с компаниями-лидерами рынков или с ориентацией на государственные программы приоритетного развития);
  3. кастомизированные (реализуемые при наличии заказа со стороны учредителя или партнера, а также при наличии высокого спроса на рынке). 
Программы первой ступени образования – базовые профессиональные треки бакалавриата, специалитета – реализуются как билингвальные параллельно в офлайн- и онлайн-форматах. Программы магистратуры и аспирантской подготовки ориентированы на один или несколько возможных форматов: русскоязычный онлайн; русскоязычный офлайн; англоязычный онлайн; англоязычный офлайн.

Ставка в развитии образовательного пространства университета сделана на формирование профессиональных школ мирового уровня, которые должны способствовать развитию соответствующей профессиональной сферы через создание экспертных и исследовательских центров, а также через подготовку высокоуровневых профессионалов, способных к успешному профессиональному развитию в течение всей жизни. Гибкие инновационные образовательные программы позволят эффективно индивидуализировать подготовку внутри широкого профессионального поля. Развитие школ предполагает интеграцию всех форм практического обучения, реализуемого совместно с партнерами из реального сектора экономики и научно-исследовательского сектора: стажировки, международные обмены, обучение за рубежом, прикладные научные исследования и другие виды практико-ориентированной деятельности. 

Одновременно с формальным образованием в профессиональных школах практическая ориентация реализуется на неформальном уровне образовательной системы, обеспечивая качественную валидацию образовательных результатов. 

Планируемые результаты реализации образовательной политики:
  1. запущено в реализацию единое образовательное пространство университета, построенное по модели «2+2+2», обеспечивающей всем обучающимся (начиная с 2022–2023 гг. поступления) возможность выбора специализации (профилизации) в процессе обучения не менее двух раз – на втором курсе обучения и после окончания бакалавриата;
  2. реализуется общеуниверситетская общеобразовательная программа – «ядро» университета, позволяющая обучающимся первой ступени образования (бакалавриат, специалитет) совершать выбор профессионального трека (специализации/профилизации) на основе осознанного деятельностного самоопределения;
  3. все образовательные программы первой ступени образования (бакалавриат, специалитет) параллельно реализуются в 4 форматах: русскоязычная офлайн, русскоязычная онлайн, англоязычная офлайн, англоязычная онлайн; 
  4. реализуются новые образовательные программы по естественнонаучным и инженерно-технологическим направлениям подготовки, обеспечивающие наличие критической массы высококвалифицированных кадров для роста отраслей новой экономики в регионе; 
  5. запуск сквозного проектно-технологического образовательного трека с привлечением обучающихся к реальным проектам Центра компьютерного инжиниринга и других центров сквозных технологий университета;
  6. запуск сквозного трека технологического предпринимательства с предоставлением обучающимся возможности использования своего предпринимательского проекта в качестве выпускной квалификационной работы (стартап-диплом);
  7. запуск сквозного исследовательского образовательного трека в рамках первой ступени образования (бакалавриат, специалитет) с возможностью последующего поступления в исследовательскую магистратуру, в том числе на магистерско-аспирантские программы;
  8. сформированы сетевые партнерства с ведущими университетами для взаимной компенсации компетентностных дефицитов и предоставления обучающимся возможности получения образовательного опыта в разных средах и форматах; 
  9. накопленная экспертиза в области инновационного образовательного дизайна институализирована в базовых процессах: исследования, проектно-технологическая разработка (в том числе цифровых решений), экспериментальная апробация, трансфер образовательных моделей, технологий и дизайнерских решений;
  10.  создано цифровое образовательное пространства платформенного типа, включающее цифровые сервисы сопровождения образовательного процесса, цифровые образовательные технологии и инструменты накопления цифровых следов акторов, а также формирования у них цифровых компетенций. 

Ожидаемые эффекты реализации образовательной политики: 
  1. диверсификация экономики региона и страны за счет появления новых и развития существующих отраслей экономики знаний и развития предпринимательства, в том числе за счет сквозного формирования пула проектных, предпринимательских и IT компетенций;
  2. рост инвестиционной и миграционной привлекательности Тюменской области как территории, открытой для экспериментирования с инновационными практиками и внедряющей собственную фундированную модель их нормативно-правового и социально-культурного сопровождения;
  3. рост конкурентоспособности выпускников университета на глобальном рынке труда за счет повышения их профессиональной валентности в инновационных сферах деятельности, а также за счет расширения области деятельности посредством активного использования цифровых инструментов и технологий;
  4. расширение возможностей обучающихся для самореализации и развития талантов за счет формирования индивидуальных образовательных траекторий и выбора профессиональных треков;
  5. рост привлекательности университета для талантливых абитуриентов и ведущих профессоров, с одной стороны, как центра экспертизы в рамках приоритетных тематических фокусировок, с другой – как экспериментальной площадки апробации, нормировки и подготовки к тиражированию инновационных практик и разработок;
  6. удовлетворение спроса населения на качественное образование за счет использования сетевых форм реализации учебных программ и дисциплин, возможности точечного привлечения ведущих российский и мировых специалистов;
  7. распространение передовых практик цифровой трансформации образовательного пространства университета среди субъектов системы высшего образования Российской Федерации;
  8. вхождение Тюменского государственного университета в число 200 ведущих университетов предметного рейтинга QS Education.