• Переключить сайт на версию для слабовидящих
2. Планы по достижению целевой модели: политики университета по основным направлениям деятельности

2.8. Политика в области цифровой трансформации


Цифровая трансформация определена как одна из национальных целей развития РФ на период до 2030 г. и вместе с тем становится обязательным условием развития Тюменского государственного университета.

Цель цифровой трансформации – создание устойчивой модели развития университета, способной эффективно работать в условиях цифровой экономики и своевременно реагировать на технологические и социально-экономические вызовы за счет широкого применения современных цифровых технологий.

ТюмГУ обладает современной ИТ-инфраструктурой, включающей в себя собственный Центр обработки данных, развитую локально-вычислительную сеть, связывающую все учебно-лабораторные корпуса и общежития Университета, распределенную беспроводную сеть Wi-Fi, обеспечивающую свободный доступ студентов и преподавателей к сети Интернет и информационным ресурсам университета, IP-телефонию, современный парк компьютерной и мультимедийной техники.

Внедрены и успешно применяются сервисы электронного документооборота, в том числе с применением ЭЦП, автоматизированы процессы договорной, финансовой деятельности и кадрового делопроизводства. 

Сотрудникам и обучающимся доступны инструменты корпоративной электронной почты, хранения и обмена информацией, совместной работы и корпоративных коммуникаций, аудио-видеоконференции связи, инструменты для безопасной удаленной работы. Применяется единая учетная запись сотрудника/обучающегося, поддерживающая сквозную аутентификацию во все информационные системы университета, с возможностью многофакторной аутентификации MFA. 

С 2017 г. в ТюмГУ реализуется новая образовательная модель на базе облачного платформенного решения MODEUS, успешно интегрированного с другими информационными системами Университета. Сервис позволяет проектировать индивидуальные образовательные траектории каждого студента, реализовать модульную организацию учебного процесса и гибко управлять ресурсами вуза.

Действует единый личный кабинет, постоянно прирастающий новыми микросервисами, предоставляющими доступ к множеству услуг в цифровом формате, в том числе электронная зачетная книжка. Развивается инфраструктура виртуальных рабочих мест VDI в образовательном процессе и на рабочих местах сотрудников.

Для обеспечения физической и информационной безопасности в Университете построена инфраструктура СКУД и IP-видеонаблюдения с применением технологий интеллектуального анализа, внедрены системы централизованной антивирусной защиты, предотвращения утечек информации DLP, резервного копирования данных.

В настоящее время университетом проводится описание и анализ существующих бизнес-процессов с участием ключевых сотрудников всех подразделений. Результатом станет актуальная карта сквозных процессов, которая позволит вести дальнейшую работу по их оптимизации и цифровизации.

Заделы могут стать основой для дальнейшей трансформации и решения следующих задач:
  1. Переход к новой образовательной модели, отличительной особенностью которой являются гибкость и адаптивность к индивидуальным потребностям абитуриентов и работодателей, а также социально-экономическим изменениям.
  2. Построение цифрового контура университета для включения университета в глобальное информационное поле и использования платформенного подхода к внедрению цифровых решений с целью создания виртуальных партнерств с научно-образовательными организациями и индустриальными партнерами.
  3. Повышение качества управления университетом за счет имплементации системы принятия решений на основе верифицированных данных, поступающих в режиме реального времени с обеспечением необходимого уровня безопасности и достоверности. 
  4. Поддержание организационной культуры, ориентированной на повышение осведомленности и вовлеченности сотрудников в процессы цифровой трансформации.
  5. Создание цифровых механизмов тиражирования технологий и обмена лучшими практиками.

Исходя из задач, ключевыми направлениями цифровой трансформации университета становятся:

1) Цифровая научная среда:

a. Создание информационно-аналитической системы управления фондом лабораторного оборудования, включающей следующие модули:
- каталог лабораторий;
- реестр материально технической базы и конфигураций (CMDB);
- каталог предоставляемых услуг;
- модуль подачи заявок (на лабораторию, на оборудование, на выполнение работ);
- модуль цифровых лабораторных журналов;
- аналитика, отчетность и контроль эффективности использования материально-технической базы.

b. Создание цифровой платформы управления научными проектами, включающей в себя:
- систему управления интеллектуальной собственностью и защитой авторских прав;
- репозиторий электронных ресурсов научно-технической информации, позволяющий в том числе предоставлять свободный доступ и обмен результатами исследований (open access);
- виртуальный полигон, позволяющий выполнять обучение, оценку и проводить исследование новых технологий и подходов на основе имитационного моделирования.


2) Создание бесшовной цифровой экосистемы, обеспечивающей реализацию новой образовательной модели

a. Создание и внедрение механизмов сбора, хранения и обработки цифрового следа абитуриента/студента/выпускника с использованием технологии блокчейн для повышения качества и индивидуализации процесса обучения.

b. Переход к модели предоставления сервисов в цифровом формате по принципу единого окна с помощью поэтапной модернизации имеющегося единого личного кабинета сотрудника и обучающегося.

c. Развитие системы управления учебным процессом и цифровым контентом LCMS, включающей в себя:
  • модуль управления обучением на базе открытой платформы Moodle;
  • образовательные ресурсы библиотеки ТюмГУ;
  • модуль удаленной биометрической идентификации личности и прокторинга;
  • MOOC и SPOC на базе масштабируемой программной платформы обучения Open edX от ведущих провайдеров: НПОО, Лекториум, Stepik, Coursera, EdX;
  • программный интерфейс API для интеграции с сервисом цифрового профиля и обработки цифрового следа обучающегося.
d. Развитие и доработка цифровой образовательной платформы, построенной на базе микросервисной архитектуры, включающей в себя следующие модули:
  • каталог модулей учебного процесса;
  • конструктор образовательных пространств;
  • конструктор расписания;
  • индивидуальное расписание всех участников образовательного процесса;
  • персональный компетентностный профиль обучающегося с рекомендательным сервисом по формированию компетенций;
  • виртуальные учебные классы для реализуемых модулей учебного процесса;
  • цифровые сервисы тьюторского сопровождения. 

3) Формирование новой архитектуры обработки и управления данными, развитие цифровых сервисов:

a. Проектирование и внедрение единой шины обмена данными ESB, утверждение форматов электронного обмена информацией между сервисами университета.

b. Создание слоя API для доступа ко всем ключевым ИТ-сервисам университета.

c. Формирование и реализация системы управления мастер-данными и нормативно-справочной информацией MDM.

d. Формирование компетенций по применению ключевых сквозных цифровых технологий, таких как большие данные, технологии распределенного реестра, технологии виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта.

e. Проектирование и внедрение CRM-системы с возможностью сквозной аналитики и автоматической агрегации данных цифрового следа физического лица.

f. Развитие сервисов Единого личного кабинета на базе микросервисной архитектуры, расширение спектра услуг и доступа к данным, предоставляемым в цифровом виде.


4) Развитие ИТ-инфраструктуры цифровой среды:

a. Модернизация и масштабирование инфраструктуры Центра обработки данных, сети передачи данных уровня ядра и уровня доступа, трансформация и наращивание вычислительной инфраструктуры и систем хранения данных по принципу гиперконвергенции для повышения доступности, скорости и надежности предоставления онлайн-сервисов университета.

b. Переход к облачной модели организации информационных сервисов с использованием модели гибридного облака.

c. Развитие сервисов объединенных коммуникаций, системы онлайн-конференций с поддержкой аудио-, видеосвязи и инструментов совместной работы.

d. Организация полнофункционального центра симуляторов и тренажеров VR/AR, позволяющего повысить скорость освоения современных технологий и образовательного контента в онлайн-формате.

e. Формирование и реализация идеологии BYOD, позволяющих интегрировать личные устройства пользователей в инфраструктуру университета и обеспечивать высокий уровень мобильности, доступности и безопасности взаимодействия в цифровой экосистеме университета.


5) Трансформация системы управления университетом, финансовой и хозяйственной деятельностью:

a. Реинжениринг бизнес-процессов с целью повышения их эффективности и ценностного подхода на основе результатов внутреннего аудита и аналитики, описание сквозных процессов.

b. Внедрение информационной системы управления проектами.

c. Разработка и внедрение цифровых инструментов для анализа и планирования финансово-экономической деятельности университета.

d. Внедрение цифровых сервисов интеллектуального анализа и поддержки принятия решений в финансовой сфере, сфере закупок и управления материально-технической базой университета.

e. Создание единого цифрового ситуационного центра, реализующего следующие блоки:
  • управление имущественным комплексом, мониторинг и диспетчеризация всех систем энергообеспечения зданий, климатических систем, систем оповещения и автоматики. Формирование единой диспетчерской службы и системы централизованного оповещения сотрудников и обучающихся;
  • автоматизация процессов обработки заявок, поступающих в имеющуюся систему ServiceDesk с применением алгоритмов AI и интеграция с единой базой знаний;
  • мониторинг и управление системами физической безопасности, включая системы обеспечения контролируемого доступа на кампус, развитие систем IP-видеонаблюдения с применением технологий AI и биометрии;
  • мониторинг и реагирование на инциденты информационной безопасности, предупреждение и предотвращение угроз ИБ c применением DLP/SIEM-систем;
  • обеспечение контроля активности сотрудников и студентов, инфосекьюрити социальной сферы «Скулшутинг», выявление и мониторинг активности увеличивающегося потока иностранных студентов.

Ключевыми ожидаемыми эффектами от реализации политики станет:
  1. повышение качества образовательной и исследовательской деятельности путем реинжиниринга процессов с применением сквозных цифровых технологий AI, BigData, распределенного реестра, а также широкого внедрения инструментов онлайн взаимодействия, расширения доступа к инфраструктуре в цифровом формате для всех обучающихся и сотрудников университета;
  2. повышение эффективности управления и снижение стоимости владения материально-технической базой университета. Снижение затрат на обслуживание процессов, уменьшение влияния «человеческого фактора»;
  3. включение университета в глобальное информационное поле за счет адаптивности и открытости цифровой среды для российских и зарубежных академических и индустриальных партнеров;
  4. повышение привлекательности университета за счет создания гибкой клиентоцентричной цифровой экосистемы для нового поколения студентов, привычных к работе в digital-средах;
  5. достижение необходимого уровня цифровой зрелости университета за счет перехода к процессному управлению, внедрению современных цифровых продуктов, совершенствованию качества и полноты данных, развитию инфраструктуры, повышению уровня цифровой культуры сотрудников.