«Цифровая кафедра» ТюмГУ (далее - ЦК) рассматривается как ключевой элемент перестройки образовательной экосистемы университета в условиях ускоренной цифровизации экономики и общества. Это требует от ТюмГУ подготовки кадров, владеющих как цифровыми технологиями (ИИ, анализ данных, цифровая трансформация бизнес-процессов, ИТ-инструменты), так и навыками их системной интеграции в различные профессиональные области.
В ходе реализации проекта ЦК за 2022 – 2024 г. были достигнуты результаты, являющиеся фундаментом для трансформации образовательного процесса на ЦК:
Интеграция индустриальных партнеров в образовательный процесс, в том числе ДПП «DevOps-инженер» совместно с ПАО «Ростелеком», образовательные модули с АНО ДПО «Образовательные технологии Яндекса» и дуальное обучение с участием специалистов ИТ-отрасли;
Реализация тьюторской системы поддержки обучающихся из числа студентов IT-направлений, осуществляющих консультирование, трекинг, мониторинг и контроль за процессами обучения студентов не IT-направлений;
Запуск цифровой «витрины проектов» с систематической актуализацией заказов от индустриальных партнеров, позволяющий проводить публичный мониторинг продуктовых образовательных результатов, оперативную корректировку учебных планов;
Произведен набор в проектную магистратуру 02.04.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» с акцентом на работе над реальными проектами при постоянной коммуникации с заказчиком;
Создан активно действующий консорциум Открытая «Цифровая кафедра» из 6 вузов Тюменской и Омской области, Ханты-Мансийского АО.
Разработка цифровых продуктов (в том числе моделей ИИ) для региональных заказчиков (МФЦ Тюменской области, Департамент экономики Тюменской области) позволило вузу внести заметный вклад в цифровую трансформацию органов региональной власти и местных компаний.
Миссия ЦК на текущем этапе – создание комплексной системы для массового освоения студентами передовых цифровых компетенций, обеспечивая становление выпускников лидерами технологического развития и цифрового суверенитета страны.
Проект фокусируется на формировании «цифровых интеграторов» – специалистов, способных: (а) использовать инструменты анализа данных и автоматизировать рутинные операции для повышения эффективности и снижения издержек; (б) применять и настраивать современные цифровые решения (в том числе вновь созданные) под специфические условия организаций без обязательного привлечения IT-подразделений; (в) поддерживать эффективную коммуникацию в междисциплинарных командах и с заказчиками для успешной интеграции цифровых продуктов.
Цель проекта – подготовить к 2036 году не менее 10 000 выпускников с дополнительной IT-квалификацией и цифровыми компетенциями, применимыми в любой профессиональной сфере (медицина, юриспруденция, инженерия и др.).
ЦК реализуется на принципах радикальной трансформации образовательного процесса с акцентом на создание инкубатора технологических решений. Ключевой элемент – сквозная интеграция ИИ во все аспекты обучения и управления, от персонализированного наставничества на базе ИИ-ассистентов до интеллектуальной цифровой дидактики, формирующей новые образовательные методики. Для стимулирования профессионального роста активно используются геймификация и соревновательные механики, а для практической реализации идей создаются лаборатории открытого кода и гражданских технологий. Вся экосистема университета рассматривается как «полигон больших данных», обеспечивая основу для исследований и инноваций в области цифровизации.
Архитектура образовательных программ построена на модели «обучение как сервис», где студенты с первых месяцев погружаются в работу над реальными проектами предприятий-партнеров. В основе – спиральная модель компетенций, объединяющая три ключевых блока: Профессиональные навыки (40%) – анализ данных, ИИ, автоматизация; Социальные и мягкие навыки (30%) - критическое мышление, управление изменениями, коммуникации; Цифровое проектирование и продуктовая логика (30%) – разработка, прототипирование и тестирование цифровых продуктов, включая цифровые двойники и нейросети.
В рамках модели выделены отраслевые цифровые треки, ориентированные на цифровую трансформацию ключевых секторов экономики Тюменской области. Нефтегазовый трек сфокусирован на цифровизации месторождений для повышения эффективности и безопасности. Агропромышленный трек нацелен на оптимизацию сельского хозяйства для увеличения урожайности и устойчивости. Логистический трек посвящен цифровизации грузоперевозок и управления поставками. Медицинский трек ориентирован на внедрение цифровых технологий в здравоохранение для улучшения диагностики, лечения и управления.
Планируется подготовка не менее 10 000 обучившихся с дополнительной квалификации по ИТ-профилю до 2036 года, создание не менее 50 студенческих проектов высокой степени готовности к интеграции в реальный сектор, формирование экосистемы технологического предпринимательства с не менее 150 студенческими стартап-проектами к 2036 году и оказание влияния на рост производительности на предприятиях-партнерах. ЦК активно интегрируется с индустриальными партнерами через: (а) создание цифрового R&D хаба «университет-предприятие-стартап», включающий совместное «озеро данных» для доступа студентов к анонимизированным реальным производственным данным; (б) фабрику быстрого прототипирования для оперативного запуска студенческих MVP на мощностях партнеров; (в) систему токенизированной мотивации «ТюмГУ-Coin» для стимулирования успешной работы над кейсами; (г) ежеквартальные проектно-аналитические сессии с индустриальными партнерами, анализирующие эффективность обучения по более чем 10 метрикам для оперативного выявления и устранения недостатков.
В рамках планируемого комплекса мероприятий предусматривается разработка базовых и отраслевых онлайн-курсов с интеграцией ИИ и анализа данных на университетской платформе при согласовании с индустрией, тестирование цифровых форматов обучения с последующей оптимизацией учебных планов на основе обратной связи студентов и преподавателей, проведение хакатонов с реальными кейсами для формирования междисциплинарных решений и расширения партнерской сети, повышение квалификации преподавателей в области цифровых технологий и создание менторской сети для поддержки студенческих проектов, акселерация стартапов через ресурсную поддержку, привлечение инвесторов и подготовку к выходу на рынок, создание координационного центра для управления проектом, стратегической коммуникации и контроля KPI, а также внедрение системы метрик и аналитики для оценки образовательных результатов и оперативной корректировки программ.
Реализация ЦК требует комплексного ресурсного обеспечения, включая кадры, технологии и финансирование со ставкой в виде эффективного управления ресурсами и привлечением внешнего финансирования.
В рамках кадровых ресурсов потребуется руководящий, административный, методический, преподавательский (профессора, практики, ассистенты), технический персонал и разработчики онлайн-курсов.
В рамках инфраструктурных и технологических ресурсов необходимо аппаратное обеспечение (компьютеры, серверы, сети, мультимедиа, лаборатории), программное обеспечение (LMS, ПО для ИИ и анализа данных, системы управления проектами), инфраструктура данных (хранилища, платформы).
В рамках финансовых ресурсов источниками являются бюджет университета, госпрограммы, индустриальные партнеры, платные программы, хоздоговоры, инвестиции под стартапы.