• Переключить сайт на версию для слабовидящих
1. Текущее состояние и результаты развития университета с 2010 по 2020 год. Целевая модель и ее ключевые характеристики

1.1. Ключевые результаты развития в предыдущий период и имеющиеся заделы

Последнее десятилетие в истории Тюменского государственного университета отмечено кардинальной трансформацией базовых процессов. Реализация предыдущей программы развития, несмотря на острый дефицит ресурсов, позволила университету совершить переход из ниши университета регионального значения в трендсеттера национальной системы образования и драйвера регионального развития. Одним из подтверждений этой роли служит тот факт, что в 2019 г. университет стал базовой организацией Межрегионального Западно-Сибирского НОЦ мирового уровня, одного из первых пяти НОЦ, утвержденных Правительством Российской Федерации[1]. 

Мощный импульс к развитию университет получил, став участником Проекта 5-100[2] и поставив перед собой задачу вхождения в число ведущих вузов России. Реализация программы повышения конкурентоспособности (ППК) была направлена на последовательную пересборку Тюменского государственного университета через создание гринфилдов и выделение пилотных экспериментальных площадок с постепенным масштабированием зон трансформации до размеров всего университета. Накопленный опыт и сложившиеся практики позволяют рассматривать университет как модель для трансформации типовых региональных университетов Российской Федерации в научно-образовательные центры, конкурентоспособные на федеральном уровне. Только в 2019–2021 гг. управленческие команды более 40 ведущих университетов прошли обучение/стажировки в Тюменском государственном университете и запустили процесс трансформации образовательных моделей и внедрения разработанных в ТюмГУ модельных решений, внедрение которых приведет к качественным изменениям академической среды на национальном уровне.

В Тюменском государственном университете полностью инсталлирована образовательная модель на основе индивидуализации образовательных траекторий и создания единого общеуниверситетского образовательного пространства, что потребовало существенной трансформации всей институциональной среды университета.  В 2021 г. доля контингента обучающихся бакалавриата и специалитета по данной модели составляет более 80%, к 2023 г. эта доля достигнет 100%. Трансформация образования сопровождалась цифровизацией базовых процессов: было разработано облачное платформенное решение, позволяющее реконфигурировать образовательное пространство и включать в него внешних стейкхолдеров. Происходящие изменения были позитивно восприняты абитуриентами и позволили серьезно увеличить количество обучающихся при одновременном росте их качества. За последние 10 лет общее число студентов по очной форме обучения увеличилось на 27% при повышении среднего балла ЕГЭ на 16% до 80,21. Подавляющая часть роста (⅔ динамики) пришлась на период реализации ППК и напрямую связана с внедрением индивидуальных траекторий обучения.

Радикальная трансформация образовательной модели обеспечила прозрачность образовательного процесса, высокую скорость изменений и гибкость в конструировании образовательного пространства, позволила сформировать конкурентную среду среди преподавателей и студентов. Университет поставил студента в центр образовательного процесса и стал более клиентоориентированным, а также позволил студентам развить принципиально важные компетенции самостоятельного целеполагания и осознанного выбора образовательной и профессиональной траекторий.

Репутация университета как организации с инновационной образовательной моделью существенно повысила привлекательность образовательных программ и на зарубежном рынке. Численность иностранных студентов за десятилетний период увеличилась более чем в 10 раз (⅔ прироста пришлось на годы реализации ППК), в результате доля иностранных студентов в общей численности обучающихся по очной форме в 2020 г. составила 10,81%. 

В соответствии с лучшими мировыми практиками и стандартами в университете функционируют созданные в рамках ППК новые структурные подразделения (гринфилды): Школа перспективных исследований (SAS) и Институт экологической и сельскохозяйственной биологии (X-Bio). Стратегия трансформации университета через создание научно-образовательных гринфилдов является одной из управленческих инноваций Тюменского государственного университета. Практика создания таких структур позволяет имплементировать новые для университетов нормы и модели организации деятельности.

В Школе перспективных исследований (SAS) реализуется самый международный бакалавриат в России, в котором апробируются экспериментальные подходы к образованию. В SAS на постоянной основе работают профессора из 13 стран, объединенные в междисциплинарные исследовательские проекты. О международном признании Института экологической и сельскохозяйственной биологии (X-Bio) свидетельствует высокая публикационная активность его работников в высокорейтинговых международных изданиях и их включенность в большое количество совместных исследовательских проектов, в том числе международных.  

В сентябре 2019 г. в ТюмГУ прошла XXVIII семинар-конференциияПроекта 5-100 «Научно-образовательный гринфилд как инструмент трансформации университета». В мероприятии приняли участие представители 30 ведущих российских университетов, опыт Тюменского государственного университета был признан успешным и достойным для тиражирования, многие участники семинара-конференции приступили к реализации подобных проектов. 

Но не только в гринфилдах, но и в университете в целом, фиксируется высокая включенность в мировую исследовательскую повестку и коллаборации, на фоне чего растет публикационная и грантовая активность профессорско-преподавательского состава. Только за период участия в Проекте 5-100 количество публикаций в базе данных Web of Science в расчете на одного НПР увеличились в 5,25 раза, в базе данных Scopus – в 3,7 раза, более 30% всех публикаций – в международных коллаборациях. Рост показателей за 10 лет измеряется десятками раз, но это во многом объясняется низкими стартовыми позициями на входе в ППК (Таблица 1).

Повышение количественных показателей сопровождалось ростом качества публикационной активности: доля публикаций в журналах первого и второго квартилей превышает 35%. Свидетельством укрепления позиций университета в научном сообществе является рост среднего показателя цитируемости: за последние 10 лет данный показатель увеличился в 47 раз, за период реализации ППК – более чем в 6 раз (WoS – 6,84 раза, Scopus – 6,1). 

Логичным следствием увеличения публикационной активности стал рост числа полученных грантов: за 10 лет их количество увеличилось в 6,7 раза и достигло 80. Аналогичная динамика отмечалась по доходам от выполнения научно-исследовательских работ, увеличение составило более 5 раз, достигнув в 2020 г. 705 тыс. руб. на одного научно-педагогического работника.

За последние 5 лет в университете произошла фокусировка научно-исследовательской деятельности на основе стратегических приоритетов ТюмГУ и с учетом имеющихся заделов, мировой научной повестки и задач, стоящих перед регионом. Была сделана ставка на фундаментальные основы обеспечения биологической безопасности – междисциплинарную научную тематику, вобравшую себя исследовательские коллективы из разных предметных областей. Это позволило университету, обладающему незначительным заделом в научно-исследовательской деятельности к 2010 г., войти в число лидеров по целому ряду направлений. Так, по данным InCites (17.06.2021 г.) университет занимает первое место в России по энтомологии (топ-250 в мире), второе место в России по почвоведению (топ-100 в мире) и является третьим в России по наукам о растениях и животных (топ-500 в мире). 

Университет участвовал в крупных технологических проектах по заказу индустрии в области расходометрии нефти и газа (проекты «Эталон I», «Мобильный эталон»), повышения нефтеотдачи (проекты «РосПАВ», «Термохимическое воздействие на пласт») общим бюджетом более 1 млрд рублей. В том числе за счет этого была существенно укреплена исследовательская база лабораторий и центров коллективного пользования. 

Высокие результаты университета в рамках ППК и достижение целей, казавшихся вначале весьма амбициозными, объясняются синхронной реализацией проектов по трансформации базовых процессов и инновационных проектов в сфере управления персоналом. За исследуемый период были запущены инициативы по привлечению в университет новых научно-педагогических работников: программа «Новые лица», проект по развитию персонала «Школа академического превосходства», разработана система мер по привлечению в университет НПР и руководящего состава из других университетов и регионов. 

За счет привлечения лучших специалистов с рынка труда и молодых НПР, имеющих опыт работы в ведущих вузах, университет за десятилетие более чем на 30% обновил состав НПР. Благодаря реализации мер кадровой политики произошло омоложение научно-педагогического состава, доля молодых НПР в общей численности увеличилась до 28,44%, при этом доля имеющих опыт работы в ведущих вузах увеличилась с 0,5% до 17,1%. Доля иностранных НПР и российских граждан – обладателей степени PhD ведущих зарубежных университетов увеличилась с 0,2% до 8,2%, что помогло внедрить международные академические нормы и практики. 

Существенно обновлен состав управленческой команды на позициях «проректор» и  «директор института/школы» – абсолютное большинство работников, привлеченных на эти позиции, имели опыт работы в ведущих университетах, научных организациях и в бизнесе. Сформированный позитивный имидж университета на рынке труда является серьезным заделом для следующего этапа развития.

Серьезные трансформации претерпела молодежная политика университета. Произошел принципиальный переход от событийной логики организации студенческого досуга к созданию неформальной образовательной среды университета, ориентированной на включение студентов в проектную деятельность и реализацию социальных и средовых инициатив. Возросла вовлеченность студентов в проекты, направленные на формирование и развитие гражданственности, патриотизма, добровольчества и участия в управлении университетом. 

Сделана ставка на развитие студенческого технологического предпринимательства как особого формата деятельности через механизмы поддержки команд с технологическими проектами на ранних стадиях (идея/прототип/mvp) и создание бизнесов со студентами в качестве учредителей. Университет стал открыт для внешних партнеров и совместных мероприятий, появилась инфраструктура для проведения статусных молодежных мероприятий. Накоплен опыт в организации региональных, окружных и всероссийских проектов для разных возрастных аудиторий совместно с бизнес-партнерами, НКО, организациями науки и образования (учебно-научные школы, Всероссийский форум студенческих научных обществ и конструкторских бюро, Тюменская модель ООН, Всероссийский форум педагогов будущего «Крапива», летняя школа «Беспредельное будущее и границы человеческого», интенсив «Ты. Университет. Будущее», проектный марафон MAKERTHON, CaseCupUTMN и др.). Эти проекты выступают в качестве социальных лифтов для талантливых и мотивированных обучающихся.  

С 2019 г. университет работает над формированием цифрового компетентностного профиля студента и созданием инструментов диагностики уровней сформированности компетенций. Результаты этой деятельности позволили войти в состав 25 университетов, в которых при поддержке АНО «Россия – страна возможностей» в 2021 г. будут открыты пилотные центры оценки управленческих компетенций.

Динамика ключевых показателей, характеризующих развитие университета за последние 10 лет, в том числе за период участия в Проекте 5-100, представлена в Таблице 1. Значительный (кратный) рост по всему спектру направлений свидетельствует об эффективности реализованных мер в рамках программы развития университета в 2011-2020 гг.

Таблица 1-1.jpg

Являясь базовой организацией Западно-Сибирского межрегионального НОЦ, ТюмГУ создал экосистему для исследований и технологических инноваций, включив в нее университеты и научные центры региона и ведущие научные центры России по приоритетным направлениям: биобезопасности, Арктике (изучению ресурсов и качества окружающей среды) и цифровизации нефтегазовой индустрии. По результатам широкой дискуссии и экспертного анализа правительствами Тюменской области, ХМАО и ЯНАО были поддержаны 14 научно-технологических проектов НОЦ. Кроме того, университет выступил как инициатор и дизайнер трансформации образовательного пространства региона на принципах индивидуализации образовательных траекторий. 

Выступив инициатором создания Центра развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий Западно-Сибирского НОЦ, ТюмГУ к 2021 г. обеспечил обучение 146 научных лидеров из более чем 10 регионов РФ и подготовку свыше 30 исследовательских команд, которые привлекли более 80 млн рублей внешнего финансирования.  

Обозначенные достижения университета и десятилетний опыт непрерывных трансформаций являются значительными заделами для достижения новой стратегической цели развития университета. Опыт успешного внедрения и реализации образовательных инноваций позволяет перейти к новым формам организации не только образовательного процесса, но и внедрить принцип индивидуальных траекторий развития в научно-исследовательской и проектно-управленческой деятельности. Опыт организации научных исследований путем создания новых научных коллективов (в том числе молодежных) по фронтирным тематикам на основе принципа комплементарности актуальных компетенций в тесном партнерстве с институтами РАН и зарубежными научными центрами представляет собой пример серьезной трансформации научно-исследовательской деятельности регионального вуза и превращения его в экспертный центр национального, а по ряду научных направлений – международного уровня.

Сильные научные коллективы университета, обретшие высокую репутацию как в российском, так и в мировом научном сообществе, например, в области исследования микрофлюидных процессов или секвестрации углерода, могут эффективнее привлекать партнеров и ресурсы для решения новых задач, наращивая и повышая с каждым проектом эффективность сетевых взаимодействий. Внедрение лучших практик управления интеллектуальной собственностью уже позволило университету стать одним из лидеров среди вузов России по доходам от лицензирования разработок – более 39 млн руб. с 2017 г.

Опыт создания и управления гринфилдами как площадками для развития тематик, соответствующих глобальным фронтирам, помогает развивать новые направления деятельности, локализуя их в отдельных целевых структурных подразделениях. Примером этого может служить созданный в июле 2019 г. сетевой исследовательский центр «Человек, природа, технологии», который за два года объединил более 40 российских и зарубежных исследователей по 11 грантовым проектам (РФФИ, РНФ, Грант Президента) в области экологической истории, истории и социологии науки и техники. Расширение сфер деятельности данного центра за счет образовательных проектов, а также масштабов исследовательских проектов (мегагрант Правительства РФ) позволило реализовать накопленный потенциал в форме школы исследований окружающей среды и общества. 

В последние 10 лет большое внимание уделялось развитию кампусного пространства для реализации современных образовательных программ и исследований мирового уровня. Обновление инфраструктуры университета (ремонт и реконструкция зданий и помещений, приобретение мебели и оборудования) осуществлялось при поддержке правительства Тюменской области и софинансирования со стороны партнеров университета (в частности, ПАО «Газпром нефть»). В результате был осуществлен капитальный ремонт студенческого общежития, располагающегося в центре города Тюмени, произведена реконструкция здания Института наук о Земле (объекта культурного наследия регионального значения 1910 г. постройки), реконструирован спортивный комплекс университета «Олимпия», отремонтированы столовые в пяти учебных корпусах, организованы и оснащены комфортные коворкинги для студентов. Здание Школы перспективных исследований (SAS) было полностью реконструировано и превращено в одно из самых современных образовательных пространств в России. В рамках программы реновации аудиторного фонда были введены в эксплуатацию именные аудитории: имени профессора А.Н. Дегтева в Институте математики и компьютерных наук (196 кв.м., 172 посадочных места), имени профессора В.М. Дерябина в Физико-техническом институте (135 кв.м., 83 посадочных места), имени профессора В.А. Данилова в Институте социально-гуманитарных наук (186 кв.м., 100 посадочных мест), имени профессора В.Н. Потапова в Институте физической культуры (320 кв.м., 270 посадочных мест).

Серьезным конкурентным преимуществом университета станет новый учебно-лабораторный корпус [3] площадью 33142 кв.м. Здание, планируемое к вводу в эксплуатацию в 2024 г., будет самым крупным в ТюмГУ, практически равным по площади половине всех учебно-лабораторных объектов. Столь динамичное развитие кампуса является весомым вкладом в дальнейшее развитие университета в направлении глобальной конкурентоспособности и повышения привлекательности для абитуриентов и профессоров не только из Тюменского региона, но и других регионов и стран. 

Накопленный опыт трансформации базовых процессов, реализация инновационных проектов и высокие темпы развития по ключевым направлениям деятельности университета, сильная управленческая команда и поддержка программы развития коллективом университета, партнерами по консорциумам, а также губернатором Тюменской области и другими органами государственной власти субъекта Федерации наряду с конкурентными преимуществами и уникальными ресурсами, представленными в SWOT-анализе на Рисунке 1, позволяют университету ставить амбициозные цели и задачи на период до 2030 г., несмотря на имеющиеся на сегодняшний день внутренние ограничения и внешние вызовы (Рисунок 1).

Рисунок 1.jpg

_____________________

[1] Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 № 537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики»

[2] Постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих научно-образовательных центров»

[3] Постановление Правительства РФ от 19 января 2021 № 16 «О предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в строительство объекта капитального строительства «Главный учебно-лабораторный корпус ФГАОУ ВО ТюмГУ»