1. Текущее состояние и результаты развития университета с 2010 по 2020 год. Целевая модель и ее ключевые характеристики
1.5. Основные ограничения и вызовы
Для трансформационного перехода от существующего состояния университета к целевым ориентирам, представленным в Таблице 2 в п. 1.3, необходимо осуществить фокусировку ключевых политик на решениях, которые позволят преодолеть ряд внутренних ограничений и обеспечат большую маневренность действий в пространстве вызовов, стоящих перед университетом.
Ключевые вызовы, фиксируемые из текущей ситуации:
глобальный энергопереход, связанный с масштабной декарбонизацией мировой экономики;
пандемия и риск возникновения новых биологических угроз;
рост глобальной миграционной активности;
растущая конкуренция со стороны ближайших агломераций (Новосибирск, Томск, Екатеринбург), ведущая к оттоку талантливых абитуриентов и продуктивных сотрудников университета;
динамичное развитие сектора EdTech и корпоративных образовательных платформ, снижающее привлекательность университетского образования;
острый дефицит культуры технологического предпринимательства на уровне страны.
Внутренние барьеры, ограничивающие скорость развития университета, можно разделить на 3 большие группы: инфраструктурные (нехватка мест в общежитии и дефицит аудиторного фонда, усугубляющиеся в связи с ростом контингента; недостаточность лабораторного фонда и приборно-лабораторной базы), кадровые (дефицит высокопродуктивных работников), финансовые (текущая недостаточность средств для одновременного запуска нескольких проектов развития). Серьезным внутренним ограничением является также не развитая в достаточной мере на общеуниверситетском уровне система генерации и управления инновациями и недостаточно развитая система проектного управления, что порождает разрывы между скоростью инициирования изменений на уровне управленческой команды университета и способностью их реализации со стороны научно-педагогических сотрудников.
Способы и инструменты для преодоления названных ограничений на пути достижения стратегической цели университета представлены в нижеследующих политиках.