• Переключить сайт на версию для слабовидящих
1. Текущее состояние и результаты развития университета с 2010 по 2020 год. Целевая модель и ее ключевые характеристики

1.3. Ключевые характеристики целевой модели развития

Современные передовые университеты характеризуются органичным сочетанием образовательной, научно-исследовательской и инновационно-технологической деятельностей. Тюменский государственный университет выбрал для себя такую же целевую модель. При этом планирование исследовательских проектов осуществляется с учетом последующего использования их результатов в экономике, а воспроизводство кадров для технологически-инновационного и научно-исследовательского кластеров обеспечивается применением широкого спектра подходов к формированию образовательных траекторий обучающихся и практикоориентированностью образовательных программ. Образовательный контент актуализируется с учетом современных технологических вызовов путем интеграции в образовательные программы фронтирных результатов научных исследований, что обеспечивается ориентацией научной деятельности университета на мировую исследовательскую повестку. Решение этой задачи возможно путем формирования многопрофильных образовательных и исследовательских организационных структур, функционирование которых будет обеспечено соответствующим объемом организационных и экономических ресурсов.

На следующем этапе, опираясь на достигнутые результаты, имеющиеся заделы и уникальные преимущества, ТюмГУ увеличит масштабы деятельности за счет формирования инфраструктуры сопровождения процессов генерации и акселерации инновационных разработок и их трансфера в экономику, расширения портфелей прорывных научно-исследовательских проектов и образовательных программ. К 2030 г. ТюмГУ станет источником компетенций для трансформации региональной системы разделения труда за счет создания центров критически важных сквозных технологий, выполняющих проектные разработки для индустрий и стартапов: технологий управления свойствами биологических объектов, технологий искусственного интеллекта, компьютерного инжиниринга, дизайна пользовательского опыта в цифровых иммерсивных средах.

Целевая модель развития университета предполагает, что в 2030 г. на основных образовательных программах ТюмГУ будут учиться более 28 000 студентов очной формы обучения, в том числе 7500 студентов магистратуры и 1200 аспирантов, и работать более 2000 научно-педагогических работников. В контуре дополнительного образования будет радикально (до 100 000 человек в год) увеличено число обучающихся, в том числе в онлайн и смешанных режимах. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тюменской области до 2030 г. (утверждена Законом Тюменской области от 12.03.2020 № 23) программы основного и дополнительного образования будут тесно связаны между собой для создания цифровой образовательной экосистемы, позволяющей сопровождать человека в течение всей жизни и развивать его компетентностный профиль в соответствии с новыми вызовами, возникающими как в глобальной профессиональной повестке, так и на уровне регионального рынка труда.  

К 2030 г. университет заметно укрепит свой научный потенциал и обеспечит высокую научную продуктивность. Количество публикаций в базах данных Web of Science Core Collection и Scopus первый и второй квартили возрастет до 600 в год, объем средств, поступивших от выполнения НИОКТР, составит не менее 6 млрд рублей. При этом университет создаст задел для быстрого роста после 2030 г.: доля молодых исследователей до 39 лет должна составить не менее 35%. 
При сохранении широкой палитры научно-исследовательских направлений, свойственных классическому университету, развитие ТюмГУ будет сконцентрировано на пяти приоритетных стратегических проектах:
  1. Биобезопасный мир: эффективный ответ на существующие и новые биологические угрозы (соответствует приоритетам Стратегии НТР РФ (Указ Президента от 01.12.2016 № 642).
  2. Экосистемы будущего: инжиниринг углерод-секвестирующих био- и экосистем в регенеративном землепользовании (соответствует приоритетам Стратегии НТР РФ (Указ Президента от 01.12.2016 № 642) и Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 г., утвержденной Законом Тюменской области от 12.03.2020 № 23).
  3. Природовдохновленный инижиниринг: нано- и микроразмерные технологии для экономики будущего (соответствует перспективным экономическим специализациям Тюменской области, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р).
  4. Мультипарадигмальное образование: разработка, прототипирование и апробация образовательных моделей для меняющегося рынка труда (соответствует показателю «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся», служащему достижению национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» (Указ о национальных целях развития до 2030 г.), а также Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 г., утвержденной Законом Тюменской области от 12.03.2020 № 23).
  5. Устойчивое развитие макрорегиона: «умные» территории с высоким качеством жизни (соответствует Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 г., утвержденной Законом Тюменской области от 12.03.2020 № 23).

Целевые ориентиры масштабов деятельности в разрезе стратегических проектов приведены в Таблице 2.

Таблица 2.jpg

За счет реализации стратегических проектов университет внесет весомый вклад в достижение национальных целей развития Российской Федерации (стратегический проект 1, 2 – сохранение населения, здоровье и благополучие людей; стратегический проект 3 – цифровая трансформация; стратегический проект 4 – возможности для самореализации и развития талантов; стратегический проект 5 – комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство), окажет существенное влияние на развитие новых для региона индустрий, улучшит качество социальной и культурной среды, а также внесет заметный вклад в мировую и национальную повестку в таких ключевых областях, как биологическая безопасность человека, животных и растений, экологические и климатические угрозы, развитие новых природоподобных инженерных решений на микро- и наноуровне. ТюмГУ внесет существенный вклад в развитие моделей высшего образования в Российской Федерации, а также в развитие интеллектуальной и творческой жизни города и региона. Для масштабирования эффектов, производимых на экономику страны и региона, университет будет постоянно наращивает плотность взаимодействий с ключевыми региональными и федеральными акторами как в образовательной, так и в научно-исследовательской и инновационно-технологической деятельности. 

Для достижения целевой модели университет продолжит политику трансформации в следующих аспектах:
  1. Повышение удельного веса естественнонаучных направлений и сквозное развитие data science во всех дисциплинарных подразделениях университета. К 2030 г. доминирование социальных и гуманитарных дисциплин должно уступить место пропорционально развитому университету с основной ставкой на науки о жизни и смежные дисциплинарные области.
  2. Переход в научно-исследовательской деятельности от узких ситуационных тематик к глобальным стратегическим проблемным фокусам, в число которых вошли биологическая безопасность, биотехнологии, климатические изменения, науки о данных, экспериментальное образование, социально-гуманитарные исследования проблем взаимодействия человека, природы и технологий.  
  3. Трансформация системы управления: переход от преимущественно иерархического менеджмента к управлению по целям и ключевым показателям эффективности, развитию проектных методов, основанных на «плоской» организационной структуре, с акцентом на повышение вовлеченности персонала в проекты изменений и внедрение передовых цифровых решений в систему управления. 
  4. Изменение организационной структуры: создание новых научно-образовательных (школа естественных наук и школа социально-гуманитарных наук) и профессиональных школ (школа компьютерных наук, школа образования, школа права, школа бизнеса и инженерная школа), берущих на себя не только функцию подготовки кадров, но и функцию формирования и развития профессиональных норм и практик, проведения прикладных исследований и разработки политик в выбранной профессиональной сфере.
  5. Ускоренное развитие исследовательской деятельности, в том числе через присоединение к университету расположенных в регионе институтов РАН и партнерство с ведущими российскими и международными исследовательскими центрами, развитие исследовательской повестки существующих стратегических академических подразделений ТюмГУ – Института экологической и сельскохозяйственной биологии (X-Bio) и Школы перспективных исследований (SAS), создание лабораторий и исследовательских центров в новых научно-образовательных и профессиональных школах в рамках выделенных приоритетов. 
  6. Увеличение доли студентов постбакалаврских программ посредством: 
  7. - выделения в программах бакалавриата honors треков для наиболее подготовленных и мотивированных студентов, способных и желающих в дальнейшем обучаться в магистерских программах исследовательского или проектно-ориентированного типа;
    - привлечения в магистратуру выпускников других университетов в ходе реализации сетевых программ бакалавриата;
    - создания новых магистратур вместе с бизнес- и индустриальными партнерами, а также с университетскими лабораториями и партнерскими исследовательскими центрами. 
  8. Выход на лидирующие позиции на рынке дополнительного образования Российской Федерации за счет создания уникальных образовательных продуктов мирового уровня. 
  9. Достройка существующего в ТюмГУ с 2018 г. единого образовательного пространства на младших курсах бакалавриата до системы мультипарадигмального высшего образования, позволяющей эффективно сочетать растущий массовый бакалавриат с подготовкой кадров для научно-исследовательских лабораторий и профессиональных магистерских программ университета. Система индивидуальных образовательных траекторий и общеуниверситетского «ядра» будет использована для распределения студентов по образовательным программам, сконструированным на основе разных образовательных моделей и парадигм.
Реализация названных стратегических проектов и структурных преобразований позволит университету успешно осуществлять «третью миссию», влиять на социальную и культурную жизнь региона, усилить преобразующее воздействие на инновационно-технологическое и экономическое развитие Тюмени и Тюменской области.

Для определения ключевых параметров целевой модели Тюменского государственного университета в качестве эталонных образцов были выбраны Техасский университет в Остине, Маастрихтский университет и Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). 

Техасский университет – лидирующий исследовательский университет США, принадлежит к категории так называемых «государственных Плющей» (Public Ivies), группе государственных вузов, которые находятся наравне с частными вузами Лиги Плюща. Для ТюмГУ университет является ориентиром в следующих аспектах:
  1. Дисциплинарная полнота: несмотря на то, что находится в Штате Техас, центре нефтегазовой промышленности, университет является многопрофильным и воздействует на все отрасли экономики и профессиональные сферы; развиты все дисциплинарные блоки с фокусом на естественнонаучных дисциплинах.
  2. Технологический трансфер: благодаря университету Остин считается одним из наиболее привлекательных городов для технологических стартапов в США. Остин трансформировался из университетского города в технополис за счет развития наукоемкого бизнеса и плотного взаимодействия университета, малого бизнеса, крупного бизнеса, органов федерального правительства, региональных властей, муниципалитета и групп поддержки (например, бизнес-ассоциаций). Благодаря Техасскому университету в Остине и другим вузам штат Техас признан не только одним из промышленных, но и образовательных центров страны. 
На Техасский университет в Остине (США) Тюменский государственный университет ориентировался при формировании исследовательской политики. 

Маастрихтский университет – один из инновационных европейских вузов периода 1960-х–1970-х, регулярно обновляющий свою модель. Для ТюмГУ университет является ориентиром в следующих аспектах:
  1. Гетерогенность модели: Маастрихтский университет развивается за счет гринфилдов. Структурно университет содержит в себе разнохарактерные организационные единицы: общее пространство университета, honors college Маастрихтский университетский колледж (модель, аналогичная Школе перспективных исследований (SAS)), Университетский колледж Венло (гибридная модель между свободным образованием и углубленным изучением естественнонаучных дисциплинам).  
  2. Интернационализация образования и исследований: Маастрихтский университет – наиболее интернационализированный вуз Нидерландов и основной инструмент глобального позиционирования Маастрихта.
  3. Позиционирование в качестве экспертного центра в университетской дидактике: изначально Маастрихтский университет был основан на базе методологии проблемоориентированного обучения (problem-based learning, PBL). К методологии PBL были добавлены методы из парадигмы liberal arts, обучение, ориентированное на научно-исследовательский процесс (research-based learning, RBL), международный класс (international classroom), модель глобального гражданина и т.д. EDLab – методический центр Маастрихтского университета – является платформой для разработки, апробации и распространения новых образовательных методов, форматов и подходов. Университет вписан в международную экспертную сеть разработчиков новой дидактики. 
На Маастрихтский университет ТюмГУ будет ориентироваться при формировании образовательной политики. 

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) – один из ведущих российских университетов. ИТМО осуществил переход от вуза с преобладанием студентов-бакалавров к вузу с преобладанием студентов магистратуры и аспирантуры/PhD. 

Для ТюмГУ ИТМО является ориентиром в следующих аспектах:
  1. Ставка на магистерское образование: ИТМО открывает R&D магистерские программы на базе исследовательских проектов. Руководители новых образовательных программ проходят специальную подготовку.
  2. Развитие сообщества: ITMO.FAMILY для формирования инновационной среды вокруг университета, формирование системы развития R&D в университете.
  3. Ставка на рынки географических приоритетов в R&D: исследования в ИТМО ориентированы на стратегические кластеры, определенные на основании приоритетов региона.
  4. Реструктуризация организационной структуры: ИТМО перешел от факультетов к мегафакультетам и регулярно обновляет организационную структуру, делая ее более адаптивной и точнее ориентированной на текущие исследовательские и R&D задачи.

Опыт ИТМО служил эталоном при формировании как инновационной политики, так и образовательной политики в части graduate education (особенно магистратуры).