Противоречивая, конфликтная и рискогенная модель современного социального развития постулирует сегодня формирование нового мироустройства, ориентированного на моральный императив, спецификацию новой риск-стратегии национальных государств, признание современного общества «позднего модерна» обществом риска и трактовкой риска как положительного феномена, понимание рискогенности современности, для которой характерны неопределенность и увеличивающийся индетерминизм социальных структур и социальных агентов. Для минимизации рисков, их регулирования и обеспечения безопасности в обществе риска прежде всего важно признание утверждения о невозможности полного отсутствия рисков в обществе; необходимо организованное социальное взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, опосредованное социальными нормами, ценностными регулятивами и конкретными социальными условиями; формирование механизмов управления и нивелирования рисков, экспертной оценки рискогенности конкретного общества и обеспечения его безопасности
Политику Луман относит к сфере, постоянно требующей рискованных решений, последствия которых необозримы. Результатом неоправданного политического решения часто является социальный конфликт. С точки зрения социолога, наилучшее решение является коллективным, а политический рисковый менеджмент состоит в соотносительном взвешивании политических решений с учетом ситуации и в создании их соответствующего имиджа. Реализация же решений возможна благодаря упорядоченности бюрократических структур. Постмодернистские концепции риска У. Бека и Э. Гидденса. Постмодернистские концепции возникли как попытки осмысления качественных перемен, происходящих в современном глобальном обществе.
В центре концепции современного общества Ульриха Бека находятся процессы производства, распространения и потребления рисков.
В своей Теории общества риска он показывает, как удовлетворение потребностей в современных развитых обществах сопровождается производством рисков и опасностей. Проблему риска следует решать систематично и комплексно. Например, экологическая политика должна исходить из того, в условиях современности граница между природой и обществом стирается. Природа становится сплошь искусственной, и ее существование в той или иной степени зависит от человеческой деятельности и в этом измененном виде воздействует на человека. Природа - это уже не среда, а внутриобщественный фактор. Поэтому противопоставление природы и общества, характерное для XIX века, сегодня неприемлемо. Гораздо более важными являются институциональные изменения в обществе, а они требуют политических решений. Однако такие решения могут ущемлять демократические права и рыночные свободы, поэтому общество риска, защищаясь от опасности, несет в себе тенденцию к «легитимному» тоталитаризму. Таким образом, общество риска это общество неопределенности, в котором вера в науку и прогресс расшатывается, жизненные стереотипы разрушаются, что требует их постоянного переопределения,
Политический риск – это возможность возникновения убытков (или недополучения прибыли) в связи с возможными изменениями государственной политики.
Политические риски являются важной составляющей страновых рисков . Политические риски определяются геополитической, социально-экономической и экологической ситуаций и деятельностью государства. Важно учитывать сложившийся в международной практике подход, заключающийся в выделении трех основных уровней при анализе природы политического риска: мега-, макро- и микрориски.
Политический риск – это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием глобальной и национальной политики, он связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет политических рисков особенно важен в странах с неустоявшимся законодательством, отсутствием прочных традиций и культуры предпринимательства.
Риск представляет собой такой вид деятельности, который осуществляется в ситуациях обязательного выбора, нацеленного на снятие непределенности и на вероятностное достижение желаемого результата (выигрыша), альтернативой которому может выступать вероятность неуспеха (неудачи, проигрыша), обусловливавшие вероятность трансформации поставленной цели (как с положительным, так и с отрицательным векторами).
Цель курса: овладеть знаниями о политических рисках современности и их воздействии на трансформацию глобального общества.
Задачи курса:
1) Знать основные характеристики глобального общества рисков, место политических рисков в его структуре;
2) Осознавать, как политические риски влияют на глобальное общество, вызывая положительные и отрицательные изменения в нем;
3) Обладать навыками установления взаимосвязи между политическими рисками современности и параметрами глобального общества;
4) Уметь применять социологические методы в анализе политических рисков для оценки их воздействия на изменения в глобальном обществе.