Стиховедение – один из важнейших разделов теории и истории литературы, актуальное и плодотворное направление современной филологической науки. Цель курса – сформировать системные знания в области русского стихосложения, показать глубокую связь, которая существует между исторической динамикой стиховой формы и эволюцией стиля русской литературы, ее жанровой системы.
Курс для всех, чья деятельность направлена на создание креативных стихотворных текстов - в мире рекламы, СМИ, литературного творчества, в образовании, организации праздников и др. В основу концепции курса положена классическая идея Ю.Н. Тынянова о ритме как конструктивном факторе стиха, факторе, который определяет семантику всех элементов художественного целого в поэтическом тексте.
Таким образом, предметом изучения курса является стих как специфическая, уникальная форма существования смысла, особый способ высказывания о мире в его исторических связях. В свою очередь стих рассматривается как система, которая включает несколько уровней: метрический, ритмический, фонетический, интонационный (мелодика стиха, по определению Б.М. Эйхенбаума). Однако эта система не существует изолированно, она глубоко связана с историко-литературным процессом, поскольку стих не сводится к формальным показателям, а является важнейшим способом смыслообразования в поэтическом произведении.
3адачи курса:
а) познавательные – формирование знания основных категорий стихосложения, закономерностей изменения стиховой системы, соотношения метра и ритма, рифмы и строфики;
б) обучающие – выработка умения охарактеризовать стиховую форму литературного произведения, определить содержательные функции стиха, рассматривать поэтический текст в системе контекстных связей; выработка практических навыков литературно-критической оценки поэтического текста, редактирования стихотворного текста, создания оригинальных художественных и служебных текстов в стиховой форме;
в) методические – подготовить студента к практике анализа стихотворных текстов в преподавании литературного чтения, русской и зарубежной литературы, в редакторской работе, рекламе и других областях социальной деятельности.
В конечном итоге курс а) позволит увидеть историю русской поэзии сквозь призму стиховой системы; б) даст представление о технической стороне поэтического творчества.