• Переключить сайт на версию для слабовидящих
Харунова.png         

Руководитель Центра образовательной аналитики
Гаврилюк Татьяна Владимировна
E-mail: t.v.gavrilyuk@utmn.ru

Ключевые исследовательские интересы:

  • социология молодежи
  • социология труда
  • социология культуры


Направления деятельности Центра

  • организация и проведение социологических исследований с целью совершенствования образовательного процесса в Университете.
  • аналитическое обеспечение принятия управленческих решений в области образовательной деятельности Университета.
  • экспертное сопровождение процессов проектирования стратегических изменений в Университете, внедрения и управления изменениями.
  • научные исследования в области социологии образования.
  • прикладные социологические исследования по запросу внешних организаций.


Внутриуниверситетские проекты

«Университетское образование в оценках студентов выпускного курса: индивидуальные траектории и традиционные образовательные программы» (2021)

Исследование посвящено выявлению различий между студентами Тюменского государственного университета, обучающимися по системе индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) и по традиционной образовательной программе. В 2021 году состоялся первый выпуск студентов, вошедших в программу ИОТ в 2017 году. Следовательно, на этапе окончания первого цикла подготовки студентов являлось целесообразным оценить специфику воздействия новой образовательной технологии на формирующуюся профессиональную и личностную идентичность студентов, их профессиональные и общие компетенции, выявить значимые трансформации университетского образовательного пространства, а также новые возможности, которые данное пространство предоставляет своим главным агентам - студентам. Кроме того, в рамках исследования обобщены мнения студентов относительно качества образования, организации учебного процесса, внеучебных практик. Исследование носило пилотажный характер и проводилось с целью апробации инструментария, выявления основных трендов, категоризации и систематизации информации для последующего проведения комплексного социологического анализа. Выборочная совокупность анкетного опроса составила 436 человек, из них студенты 4 курса, обучающиеся по системе ИОТ, - 180 человек, студенты 4-5 курсов, обучающиеся по традиционной системе образование, - 256 человек. Также были проведено 6 фокусированных групповых интервью (всего 26 участников). В результате исследования был выделен ряд значимых проблем организации учебного процесса по ИОТ, осведомленность о которых позволила принять своевременные управленческие решения.

«Студент и преподаватель в образовательном пространстве ТюмГУ» (2022)

Исследование посвящено выявлению особенностей становления нового образовательного пространства Тюменского государственного университета, базирующегося на системе индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ). Для сбора и анализа данных использована стратегия микс-методов, позволяющая как выявить наиболее общие тренды в позициях субъектов образовательного пространства, так и получить развернутые интерпретации происходящих изменений в экспертных оценках. Исследование включало в себя два этапа: массовый анкетный опрос студентов (561 человек, из них студенты, обучающиеся по системе ИОТ, - 246 человек, по традиционной образовательной технологии - 315 человек) и полуформализованные интервью с преподавателями университета (15 информантов - 3 группы преподавателей по 5 человек в зависимости от квалификации и возраста). Ключевая прикладная цель проекта – создать пространство, отвечающее всем требованиям новой цифровой экономики и изменившегося рынка труда, способствующее профессиональному и личностному становлению специалистов в условиях перехода к постиндустриальному обществу, и, в то же время, комфортное для всех его агентов. Целью исследования студентов было выявление различия профессиональной, личностной и университетской самоидентификации, карьерных и статусных ожиданий между студентами старших курсов, обучающихся по традиционным образовательным программам и ИОТ. Анализ интервью с преподавателями позволил определить ключевые преимущества и риски внедрения ИОТ для студенческого и преподавательского сообщества и обозначить основные направления управленческих действий по гармонизации образовательного процесса для всех его участников.

Мониторинг «Образовательный путь студента ТюмГУ в условиях индивидуальных образовательных траекторий» (начат в 2023).

Исследование посвящено выявлению и анализу образовательных стратегий студентов первого и четвертого курса в новом образовательном пространстве ТюмГУ, сформированном в результате внедрения ИОТ. Для сбора и анализа данных на первом этапе был проведен массовый анкетный опрос студентов-первокурсников (1000 человек). На втором этапе исследования был осуществлен опрос студентов 4 курса (856 человек). Для сбора данных на обоих этапах проекта проводился анкетный опрос студентов в режиме мониторинга, то есть с сохранением основных вопросов и блоков анкеты. Анализ данных осуществлялся по единой методологии с применением методов частотного, факторного и кластерного анализа для выделения типов образовательных стратегий, лежащих в основе построения студентами своей индивидуальной образовательной траектории. В исследовании студентов выпускного курса в сравнительной динамике с данными опроса первокурсников были проанализированы такие вопросы как иерархия базовых ценностей и моделей жизненного успеха студентов, субъективная значимость и ценность образования в целом и высшего образования в частности, различия ценностных установок в связи с гендерной и классовой принадлежностью, а также профилем подготовки. Были обобщены профессиональные, карьерные и статусные ожидания выпускников относительно своих послевузовских перспектив, их самооценка опыта учебы в вузе и развитых за время своего обучения профессиональных и общих компетенций, приоритеты личностного развития и оценки принципов модели обучения по ИОТ, внедренной в ТюмГУ. На основании данных параметров с помощью методов факторного и кластерного анализа было выявлено четыре модальных типологических группы респондентов, каждой из которых присуща определенная образовательная стратегия, произведен анализ динамики этих стратегий от первого к четвертому курсу.

«Переход к образовательной модели 2+2 в оценках преподавателей университета» (2023).

Предметом исследования являлась оценка значимости, результатов внедрения и перспектив развития новой образовательной модели «2+2» преподавателями университета. В результате проведения полуформализованных интервью удалось определить степень осведомленности информантов университета о специфике образовательного процесса в условиях модели «2+2», отношение преподавателей к структуре, ключевым идеям и принципам модели 2+2, их оценки положительных и отрицательных сторон, преимуществ и рисков, степени универсальности новой модели высшего образования. Кроме того, был изучен характер влияния новых образовательных технологий на повседневные практики исполнения профессиональной роли преподавателя, обобщены субъективные оценки смыслов преподавательской деятельности в условиях изменившихся форм ролевого взаимодействия. Отдельной новой задачей являлось выявление наличия или отсутствия противоречий между дискурсом профессий и дискурсом компетенций, лежащих в основе идеи «старой» и «новой» образовательной технологии, в сознании преподавателей разных возрастных и квалификационных групп. Исследование продемонстрировало поляризацию профессорско-преподавательского корпуса в отношении происходящих изменений образовательной модели.

«Перспективы открытия новой магистерской программы экономического профиля: мнение студентов» (2023).

Исследование выполнено в рамках подготовки к открытию в ТюмГУ нового направления магистратуры и представляет собой анализ мнений студентов выпускного курса бакалавриата, а также учащихся магистратуры относительно перспектив открытия данного направления подготовки. Цель исследования - выяснить мотивацию выбора студентами магистратуры и их мнение относительно содержания, особенностей организации и названия проектируемой в ТюмГУ новой магистерской программы экономического профиля. В результате исследования методом фокус-групп (3 группы, 20 участников) был решен ряд прикладных задач: выяснены пространственные критерии выбора магистерской программы; проанализированы представления студентов о социальной значимости профессии, которую можно получить в проектируемой новой магистратуре ТюмГУ, а также карьерных и финансовых перспективах потенциального выпускника этой программы; учтено мнение студентов о конкурентоспособности новой программы в сравнении уже существующими в ТюмГУ и внешними конкурентами; определен приемлемый для студентов уровень стоимости обучения; выявлены предпочтения информантов относительно содержательного наполнения программы, а также их потенциальные образовательные интересы; проанализированы оценки студентов относительно предпочитаемого формата обучения (офлайн/онлайн/гибридный), соотношения и формы теоретических и практических занятий, оптимальный график обучения с учетом возможности совмещения с их работой. По результатам обсуждения возможного содержания и специфики организации обучения в рамках проектируемой новой магистерской программы также было определено её наиболее предпочтительное название.



Коммерческие проекты

«Проектирование кампуса Ямальского многопрофильного колледжа: интервью со студентами» (2023)

Решение задач формирования новых образовательных программ, проектирования и дизайна ключевой инфраструктуры будущего студенческого кампуса на Ямале, реализации стратегий государственной образовательной политики требует учета позиций ключевых субъектов образовательного пространства – студентов. Эмпирическим фундаментом исследования выступили данные интервью со студентами колледжей и техникумов Ямальского региона, которые являются лидерами мнений, активно вовлеченными во внеучебную деятельность и при этом заинтересованными в профессиональном становлении и развитии. Обобщение и анализ уровня удовлетворенности информантов содержанием образования и организацией учебного процесса, практик взаимодействия с преподавательским составом, оценок текущей материальной инфраструктуры образовательных учреждений и желаемых направлений трансформации образовательного пространства позволило выработать практические рекомендаций относительно развития студенческих сообществ в границах строящегося кампуса, совершенствования профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся.



Приглашаем к сотрудничеству

Мы предлагаем проведение социологических исследований по заказу сторонних образовательных и иных организаций с использованием методов опроса, индивидуальных интервью, фокус-групп, контент-анализа.

  • Если вы заинтересованы в проведении прикладного исследования для вашей организации или в научной коллаборации
  • Если ты студент и хочешь пройти практику в Центре образовательной аналитики

Обращайтесь к руководителю Центра:

Татьяна Гаврилюк

t.v.gavrilyuk@utmn.ru


Публикации

1. Fox N. J., Gavrilyuk T. The more-than-human Production of Material Dis/Advantage: A Russian Case Study // International Social Science Journal. 2022. Vol. 72. Issue 246. Pp. 1033-1051. https://doi.org/10.1111/issj.12373

2. Gavrilyuk T. Emotional Labor and Alienation of Frontline Service Workers: The Case of the Russian Food Service Industry // Book of Abstracts accepted for presentation at the XX ISA World Congress of Sociology. Melbourne, Australia, June 25 - July 1, 2023. Madrid: International Sociological Association, 2023. P. 261. URL: https://www.isa-sociology.org/uploads/imgen/1579-isa-wcs2023-book-of-abstracts.pdf

3. Gavrilyuk T. Young Frontline Service Workers in Russia: Class Contradictions and Striving for Wellbeing in Times of Change // Book of Abstracts accepted for presentation at the XX ISA World Congress of Sociology. Melbourne, Australia, June 25 - July 1, 2023. Madrid: International Sociological Association, 2023. P. 261-262. URL: https://www.isa-sociology.org/uploads/imgen/1579-isa-wcs2023-book-of-abstracts.pdf

Больше публикаций

4. Гаврилюк Т. В., Погодаева Т. В. Переход к обучению по индивидуальным образовательным траекториям в оценках студентов и преподавателей (на примере Тюменского государственного университета) // Социологический журнал. 2023. Том. 29. № 2. С. 51-73. https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.2.3.

5. Гаврилюк Т.В., Бочаров В.Ю., Погодаева Т.В. Образовательные стратегии первокурсников в условиях индивидуальных траекторий обучения в вузе // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 74. С. 166–175. https://doi.org/10.17223/1998863Х/74/15 URL: http://journals.tsu.ru/philosophy/&journal_page=archive&id=2378

6. Бочаров В.Ю., Гаврилюк Т.В. Преимущества и риски обучения по индивидуальным траектория в оценках студентов / Перспективы развития высшей школы: материалы IV международной научно-практической конференции-2023 (20 мая 2023 года). В 4 т. Т.1 / отв. ред. Л.К. Иляшенко. – Тюмень: ТИУ, 2023. – 503с., С.372-376.

7. Бочаров В.Ю., Гаврилюк Т.В. Готовность к обучению и ожидания от учебы в вузе студентов-первокурсников: типологический анализ / Развитие социально-экономического, научно-технологического потенциала регионов как фактор укрепления позиции России в современном мире, посвященной Десятилетию науки и технологий в Российской Федерации, Году молодежи в Республике Хакасия (5–8 июля 2023 г.). – Абакан: Хакасское книжное издательство им. В.М.Торосова, 2023. – 348 с. С.304-311.

8. Бочаров В.Ю., Гаврилюк Т.В. Образовательные траектории как основание типологии студентов российских вузов // Социальное пространство. 2023. Т.9. №3. https://doi.org/10.15838/sa.2023.3.39.9

9. Бочаров В.Ю., Гаврилюк Т.В. Социологический мониторинг как технология и методология анализа образовательных стратегий студентов вузов / Экспертные институты в XXI веке: цивилизационные и цифровые концепции меняющегося мира : сборник научных трудов / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных]. – Иркутск: Издательство ИГУ, 2023, С.151-156.