• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Аналитическое чтение

Трудоемкость

5 зачетных
единиц

Срок обучения

7 недель

Состав курса

33 урока в 6 модулях

Формат

Видеолекции

Ход работы

Итоговые задания после изучения курса

Итоговая проверка

Итоговое
тестирование

Задумываетесь ли Вы о чём текст, когда читаете его? Попробуйте задать себе вопрос: «Для чего Вы читаете»? Если затрудняетесь ответить, просмотрите это небольшое видео, в котором рассказывается, как можно приобрести навык осознанного чтения через определение цели к нему. Узнайте о возможностях конспектирования для одного или нескольких источников.

О чем этот курс?

Прочтение разнообразных текстов знакомят с существующими техниками чтения, которые нужны для решения различных интеллектуальных задач. Таким образом, слушатели смогут осмысленно подбирать инструменты при работе с профессиональными текстами.

Задачи изучения дисциплины

Формирование представления о роли чтения в процессе обучения и профессионального роста.

Результаты обучения

Формирование навыка определять классификацию текстов при отборе источников; понимать структуру текста и аргументацию в нем; разными способами фиксировать информацию сообразно поставленной цели чтения, тем самым лучше оценивать полноту и убедительность текстов.

Цель курса

Развитие базовых навыков работы с профессиональными текстами, которые будут востребованы во время обучения в высшей школе, а также за пределами системы образования.

Требования к слушателям, 
которые будут проходить курс

Для успешного освоения курса предполагается наличие базовых знаний о структуре и логике текста.

Программа курса

Модуль 1

Роль чтения в профессиональной и образовательной деятельности. Типы чтения

+
Что мы делаем, когда читаем? Что такое «чтение»?

Как вы учились читать? Чем школьное чтение отличается от университетского?

Сколько и как нужно читать в университете? Чему мы можем научиться у текстов?
 
Будете ли вы читать после университета?

Так что же такое аналитическое чтение?

Модуль 2

Примеры техник чтения в различных ситуациях

+
Как ситуация влияет на качество чтения? Как мы читаем «на бумаге» и «на экране»?

Что нужно делать, если вы читаете один «отдельный» текст?

Как читать подборку текстов по отдельной теме?

Как мы читаем для сбора фактов?

Как читать для прояснения смысла слов?

Зачем и как можно читать для понимания метода автора?

Модуль 3

Типы текстов в профессиональной деятельности. Структура текста

+
Что общего между чтением художественной и аналитической литературы?

Нужно ли делать заметки во время чтения художественных и аналитических текстов?

Стоит ли возвращаться и перечитывать уже известные вам тексты?

Что такое структура? В чем разница в структуре текстов художественных и профессиональных?

Как читать монографии и учебники?

Почему чтение научных статей невероятно приятное и полезное занятие?

Как с пользой для себя работать на курсе по аналитическому чтению?

Модуль 4

Конспектирование. Связь чтения и конспектирования. Чтение и конспектирование аналоговые и цифровые

+
Какие сценарии написания и использования заметок хороши лично для вас?

Как мы делаем записи для себя и для других? Есть ли какая-то разница?

Как подойти к формулировке своей собственной стратегии ведения, хранения и использования записей?

Как делать правильные конспекты/записи на бумаге?

Так что же такое хороший конспект/записи?

Модуль 5

Типы конспектов: линейный конспект и карты мысли

+
Как делать привычные вам конспекты более удобными и полезными? Как нам могут помочь шаблоны для страниц конспекта?

Что нам дает ведение записей при помощи «карт мысли» или «концепт-схем»?

Модуль 6

Типы конспектов: таблицы и базы знаний

+
Неужели таблицы — это сверхэффективный способ конспектирования?

Можно ли быть успешными без собственной базы знаний?


Модуль 7

Тексты полезные и убедительные — и нет

+
Насколько счастливее станет ваша жизнь, если не читать бесполезные тексты?

Авторы курса

Кокарев Константин Павлович

Заведующий лабораторией