• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Психология и педагогика

Перейти к курсу

Трудоемкость

4 зачетные
единицы

Срок обучения

18 недель курса

Состав курса

39 уроков 
в 8 модулях

Формат

Видеолекции, дополнительные материалы

Ход работы

Задания к каждому
модулю

Итоговая проверка

Итоговое
тестирование

В ходе курса слушатели получат представление об основных психических процессах, свойствах и состояниях, о сущности и структуре деятельности и общения, о способах саморазвития личности и отдельных психических процессов и свойств.

О чем этот курс?

Общая психология и педагогика представляет собой комплекс дисциплин, формирующих у студентов целостную систему психологических и педагогических знаний, позволяющих ориентироваться в гуманитарных проблемах современного общества, а также проводить анализ психолого‐педагогических факторов, определяющих развитие человека, начиная с момента его рождения.

Задачи изучения дисциплины

Формирование у студентов понимания основных понятий и принципов психологии и педагогики. Ознакомление с различными психологическими теориями и подходами, а также с основами педагогической науки. Формирование умения применять психологические и педагогические знания в практической деятельности. Развитие способности к самоанализу, саморазвитию и самосовершенствованию.

Результаты обучения

Курс дает представления о том, каким рождается человек: с какими возможностями и ограничениями, как он будет развиваться, каким он станет, каковы условия, определяющие его развитие и что в этом отношении может сделать для него общество, окружение, среда.

Цель курса

Курс формирует у студентов основы психологической культуры и компетентности в решении личностных проблем.

Требования к слушателям, 
которые будут проходить курс

Для успешного прохождения курса слушателям достаточно знаний, умений и компетенций, полученных ими в среднем общеобразовательном учебном заведении.

Программа курса

Модуль 1

Введение в психологию. Предмет психологии.

+
Общая характеристика психологии как науки. Предмет психологии

Современные представления о психике. Методы психологи. Методы, направленные на получение объективных и субъективных данных. Методы исследования, методы обследования и методы преобразования

Научная и житейская психология. Структура современной психологической науки

Модуль 2

Познавательные процессы, их сущность, классификация. Ощущения, восприятие

+
Ощущения, классификация ощущений, их общие свойства. Пороги ощущений. Адаптация, Синестезия

Восприятие: свойства восприятия, классификация восприятий. Отличие восприятия от ощущений

Иллюзии восприятия

Внимание как познавательный процесс, его специфика. Свойства внимания. Виды внимания.

Развитие внимания в онтогенезе

Память. Виды памяти. Процессы памяти: кодирование, сохранение, извлечение, забывание

Модуль 3

Мышление: природа и понятие мышления, его виды; фазы процесса мышления.

+
Мышление как познавательный процесс. Фазы мышления

Операции мышления. Виды мышления, его развитие

Воображение. Виды воображения. Функции воображения. Способы создания образов

Модуль 4

Мотивационно-потребностная сфера.

+
Потребности. Виды потребностей. Иерархия потребностей. Социально-значимые потребности

Мотивация. Виды мотивации. Положительная и отрицательная мотивация

Эмоции. Функции эмоций, качества эмоций, эмоциональные состояния

Воля. Структура волевых процессов

Модуль 5

Личность. Индивидуальные особенности личности. Темперамент.

+
Соотношение понятий индивид, субъект, личность и индивидуальность

Темперамент: понятие темперамента, его типы. Основные свойства нервной системы, их сочетание и типы высшей нервной деятельности

Психологическая характеристика типов темперамента. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека

Характер и его формирование. Соотношение характера и темперамента. Черты характера, акцентуации характера

Модуль 6

Развитие способностей

+
Способности: понятие и характеристики. Задатки. Общие и специальные способности

Уровни развития способностей

Соотношение деятельности и способностей. Одаренность. Гениальность

Модуль 7

Развитие личности. Теории развития личности.

+
Личность. Социальные условия развития личности. Стадии социализации

Источники и условия развития личности

Теории личности и их классификация

Модуль 8

Понятие деятельности и ее психологической структуры

+
Определение деятельности. Структура деятельности

Действие и операция. Умения и Навыки

Основные виды деятельности и их развитие у человека

Модуль 9

Феномен общения

+
Понятие общения. Виды и функции общения

Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения

Техники общения. Активное слушание, техника «малого разговора», техники снятия напряжения

Модуль 10

Педагогика как область гуманитарного знания

+
Объект предмет, и функции педагогики

Отрасли педагогической науки. Взаимосвязь педагогики с другими науками

Этапы развития педагогики как науки

Модуль 11

Развитие и социализация личности как педагогическая проблема

+
Развитие и формирование личности

Процесс социализации. Социальная ситуация развития

Факторы и механизмы социализации личности

Модуль 12

Образование как социокультурный феномен

+
Педагогический процесс как система и целостное явление

Образование как результат обучения и воспитания

Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры

Модуль 13

Современное понимание сущности и структуры процесса обучения

+
Сущность, структура и содержание обучения

Законы, закономерности и принципы обучения

Методы обучения: понятие и классификация

Модуль 14

Организация образовательного процесса

+
Методические системы и современные технологии обучения

Формы организации образовательного процесса

Диагностика процесса и результатов обучения

Модуль 15

Сущность, содержание и структура воспитания

+
Воспитание как педагогический феномен

Закономерности и принципы воспитания

Виды и модели воспитания

Авторы курса

Дубровина Ольга Ивановна

доцент, кандидат психологических наук

Верховцев Константин Николаевич

доцент, кандидат психологических наук