• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Стратегическая цель

Раздел 1. Часть 1. Стратегические цели и показатели. Перспективная модель вуза

1.1. Стратегическая цель ТюмГУ

Стратегической целью ТюмГУ является формирование университета нового поколения на основе трансформации кадровой политики, базовых видов деятельности (образовательной, исследовательской, инновационной), институциональной среды и опережающего обновления инфраструктуры.

Предпосылки для преобразования ТюмГУ в университет нового поколения:
1) наличие исследовательских групп мирового уровня по ряду направлений;
2) поддержка программы губернатором Тюменской области и готовность финансировать реализацию отдельных ее мероприятий;
3) наличие «усиленного направляющего ядра» - молодой управленческой команды (30 человек), нацеленной на глубокие преобразования в университете ;
4) поддержка настоящей программы главами нескольких российских регионов и ведущих российских компаний, заинтересованных в преобразовании университета и готовых участвовать в создании необходимых для этого условий (см. письма поддержки);
5) полный набор естественнонаучных, гуманитарных и инженерно-технических блоков (comprehensive university): естественнонаучный (16,53%); гуманитарный (57,39%); инженерно-технический (26,08%);
6) высокая доля доходов университета (69%) из внебюджетных источников;
7) развитая информационная инфраструктура.

В 2007-2008 гг. университет реализовал инновационную образовательную программу «Формирование инновационного научно-образовательного комплекса ТюмГУ для обеспечения эффективности природопользования в условиях интенсивного освоения ресурсов Западной Сибири» (414 млн.руб.), в 2008 г. стал участником федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» (126 млн.руб.), в 2010-2013 гг. одержал победы в 4-х крупных федеральных конкурсах Минобрнауки России:
1. Развитие инновационной инфраструктуры (114,3 млн.руб.) ;
2. Создание высокотехнологичного производства (480 млн.руб.) :
2.1. «Создание технологии и мобильного комплекса оборудования по переработке отходов нефтегазодобычи» совместно с ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» (2010-2012 гг.);
2.2. «Разработка и серийный выпуск измерительной установки для учета добываемых нефти и газа на месторождениях, находящихся на стадии завершающей добычи» совместно с АО «ГМС Нефтемаш» (2013-2015 гг.).
3. Реализация научных проектов с привлечением ведущего учёного : в ходе реализации проекта создана лаборатория качества вод, устойчивости водных экосистем и экотоксикологии (http://aquaecolab.ru) под руководством чл.-корр. РАН Т.И. Моисеенко (ГЕОХИ РАН) (100 млн.руб.).

В 2015 году по результатам открытого конкурса ТюмГУ получил право на создание Инжинирингового центра и реализацию на его базе проекта «Композиционные материалы на основе соединений вольфрама и редкоземельных элементов» (100 млн.руб.).

В результате в два раза за последние четыре года увеличилась доля доходов университета от научных исследований и разработок в общих доходах (9,58%). При этом доля внебюджетных средств в доходах университета от научных исследований и разработок в 2014 году составила 88,58%.

Для достижения стратегической цели университет выделил в качестве модели преобразования несколько перспективных «фронтиров» (research frontier, centers of excellence), релевантных мировой исследовательской повестке: 1) передовые производственные технологии, 2) фотоника, 3) нейротехнологии, 4) экологическая ремедиация, 5) гуманитарные знания и технологии, 6) акарология, 7) программная инженерия.

В качестве экспериментальной площадки по трансформации образовательной деятельности (содержания образования, внедрения современных технологий обучения и т.д.) в ТюмГУ в 2015 году создана Политехническая школа. Подготовка кадров в Школе осуществляется на основе стандартов CDIO – признанного в мире комплексного практико-ориентированного подхода к инженерному образованию, включающему набор общих принципов создания учебных программ, их материально-технического обеспечения, подбора и обучения преподавателей.

ТюмГУ видит свою роль в преодолении фрагментированности гуманитарных знаний и обеспечении общего уровня культуры человека. Гуманитарный блок уйдет от передачи традиций к формированию человека способного к выбору, трансформации и готового к неопределенности. Университет обеспечит компетенции по рефлексии над собственным поведением и поведением других людей.