Ученый ТюмГУ рассказал о психофизическом состоянии аэробисток

Ученый Института физичекой культуры ТюмГУ провел диагностику психофизиологических состояний девушек трех возрастных категорий сборной команды Тюменской области по спортивной аэробике.
2024
сен
Ученый ТюмГУ рассказал о психофизическом состоянии аэробисток
Ученый ТюмГУ рассказал о психофизическом состоянии аэробисток

Сегодня государственная политика, российская общественность усилили внимание на формирование здорового поколения, более эффективное выявление талантов и поддержку идей молодежи в различных регионах России.

Это актуализирует необходимость постоянного контроля за состоянием обучающихся и уровнем их физической подготовки для своевременного регулирования объема и интенсивности учебных занятий, что позволит обеспечить здоровье молодого поколения.

Ключевые трудности при оценке качества процесса спортивной подготовки — чрезвычайное разнообразие средств и форм тренировочного процесса, а также разнообразные условия реализации тренировочных программ и даже стили педагогической деятельности, часто противоположно влияющие на результаты в различных видах спорта.

Квалиметрия (наука об измерении качество по количественным показателям) предполагает упорядочение бесконечного набора свойств объекта или процесса в виде многоуровневой иерархической структуры — дерева свойств.

Квалиметрия основана на необходимости расчета коэффициента для каждого свойства объекта или процесса, что позволит исследователям учитывать выраженность этого свойства и его неравную значимость среди других свойств.

Универсальность квалиметрической методики оценки качества распространила ее применение буквально во всех сферах человеческой деятельности, включая спорт. Психофизиологическое тестирование часто используется специалистами в экстремальных сферах человеческой деятельности, от эффективности которых могут зависеть жизни других людей (водители, пилоты, сотрудники правоохранительных органов или энергетики).

Так в одном психофизиологическом исследовании приняли участие 33 лучших спортсменки по художественной гимнастике Греции и выяснилось, что девочки с самым высоким уровнем физической подготовки превосходили девочек с несколько более низким уровнем физической подготовки только в области памяти и уверенности в себе, в то время как в простой зрительно-моторной реакции существенных различий обнаружено не было.

Психофизиологическое исследование в области аэробной гимнастики, характеризуют спортсменов как людей с хорошей переключаемостью внимания и повышенной его концентрацией на начальном этапе тренировок, низкой личностной тревожностью и несколько большей агрессивностью.

Подтверждена комплексность и значимость применения эталонных показателей подготовленности спортсменов, в том числе психофизиологических, в многолетней тренировке в многочисленных изданиях опубликованы методические рекомендации Министерства спорта Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, регламентирующие понятийный аппарат, методологию и принципы разработки типовых характеристик различных аспектов подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Статья «Квалиметрия психофизиологических параметров в спортивной аэробике» ученого Данила Чаюна вышла в журнале Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences.

В этой статье ученый представил результаты исследования одного из приоритетных компонентов тренировок по аэробной гимнастике, а именно психофизиологического статуса женщин-аэробисток, динамики в связи с возрастными изменениями.

Данил Чаюн изучил психофизиологический статус для создания модельных характеристик спортсменок-аэробисток в соответствии с установленными возрастными категориями аэробной гимнастики (15−17, 12−14 и 9−11 лет).

Исследование проводилась в конце учебно-тренировочного сезона по трем методикам: сложная зрительно-моторная реакция, реакция на движущийся объект, функциональная подвижность нервных процессов. Определено, что чаще всего аэробистки имеют низкий уровень сложной зрительно-моторной реакции, очень высокую функциональную подвижность нервных процессов, а также характеризуются смещением нервных процессов в сторону торможения с тенденцией увеличения количества спортсменок со смещением нервных процессов в сторону возбуждения с возрастом.

На основе разработанной модели характеристики и дополнительные психофизиологические тесты для увеличения количества испытуемых в дальнейшем ученые разработают нормы количественных показателей девочек и мальчиков по аэробной гимнастике в соответствии с возрастными категориями, что приведет к более эффективному управлению тренировочным процессом на всех этапах спортивной подготовки.

Полученные результаты исследования позволят расширить банк данных психофизиологических показателей спортсменов-аэробиков от 9 лет и старше. Это послужит основой для квалиметрического обоснования эффективности управления тренировками в аэробной гимнастике и информационной системы, направленной на персонализацию тренировочного процесса в гимнастических видах спорта.

Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ) № 23−78−01196.

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Рубрики:
Меню