28 ноября 2019
1541
Проблему доверия в академической среде обсудили на международном конвенте в США

Ученые представили результаты исследований на конвенте Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований.

Сотрудники сетевого исследовательского центра «Человек, природа, технологии» Александр Сорокин, Михаил Грибовский и Наталья Гулиус представили результаты изучения антропологических оснований трансформации с акцентом на проблему доверия в академической среде в Сан-Франциско на LI конвенте Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований. Конвент объединил более тысячи ученых со всего мира, а также ведущие исследовательские сети и научные центры изучения России, Сибири и Евразии. 

В рамках конвента была организована панельная секция «Человек университетский: компаративный анализ проблемы доверия в университетском сообществе России и Европы», председателем которой стал Александр Сорокин. Исследования выполнялись на примерах высшей школы России, Франции, Великобритании и Германии. 

Михаил Грибовский в докладе «Организационная идентичность VS Профессиональная идентичность: проблема лояльности в европейском университетском сообществе» раскрыл феномен доверия в контексте трех национальных моделей высшего образования (Россия, Германия, Великобритания). Выступая, он подчеркнул, что из-за давних традиций академического инбридинга российские преподаватели университетов все чаще ассоциируют себя и соотносят себя к «своему» университету и часто не видят себя в другом месте. Российская модель в сравнении с немецкой и английской предполагает тесные отношения с коллегами, что, с одной стороны, способствует установлению крепких связей внутри коллектива, но, с другой, сама по себе не является гарантией научной эффективности. 77382648_2588861647857213_3437941103620259840_n.jpg

Наталья Гулиус в докладе «Диагностика трансформации университетской корпоративной культуры» рассмотрела на примере томского вуза феномен доверия, который в ситуации превалирования новой клановой культуры становится базовым условием продолжения успешного роста в рейтингах и обеспечивает стабильность внутреннего организационного климата в университете. 

Александр Сорокин представил доклад «Трансформация профессии университетских преподавателей как фактор появления и обострения проблемы доверия в университетском сообществе Франции и России». Он охарактеризовал ключевые изменения в профессии и карте компетенций, которыми, по мнению французских, английских и российских университетских сотрудников, должен обладать современный преподаватель. Историк рассказал о влиянии изменений в профессии и в университете на взаимоотношения преподавателей с руководством, коллегами и студентами университета.

  «Трансформация профессии, профессиональной идентичности и взаимоотношений внутри университетского сообщества являются маркерами глубинных трансформационных процессов, которые протекают внутри вузов. Они позволяют понять современное состояние университетского сообщества, его внутренние открытые и латентные конфликты, а также практики управления человеческими ресурсами в университете», – сообщил А. Сорокин. 

Результаты исследований могут быть полезны для аналитического сопровождения трансформационных процессов в высшей школе, для разработки и апробации форм мотивации и вовлечения университетских преподавателей в новые виды деятельности, программ развития компетенций сотрудников вузов.

Дискутантом секции выступил профессор Техасского университета в Остине Thomaz Gharza. Ученый подчеркнул значимость изучения человеческого капитала университетов, уникальный подход и высокий уровень подготовки докладов. 

В дискуссии приняли участие литовские, американские и российские исследователи, которые затрагивали проблемы баланса власти и доверия внутри университетского сообщества, влияние академической мобильности на карьеру исследователей, значение и роль профсоюзов и общественных организаций как медиаторов внутри университета.


Для справки:

Участие в конференции состоялось в рамках реализации гранта РНФ, проект № 19-18-00485 «Человеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности» (руководитель А.Н. Сорокин).


Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Поделиться
-BIO
Институт экологической
и сельскохозяйственной
биологии
ТюмГУ

625003, Тюменская область,
г. Тюмень, ул. Ленина, 25

Михаил Жак
Заместитель директора
(3452) 59-74-00
Марина Топтыгина
Руководитель учебного офиса
59-74-00 (вн. 17178)