Наталья Иванова: Космические технологии ученых ТюмГУ

Наталья Иванова: Космические технологии ученых ТюмГУ

Ученые ТюмГУ с коллегами из университета Лафборо (Великобритания) ведут работу по совместному проекту для Европейского космического агентства (ESA).

Эта деятельность началась год назад после победы в конкурсе инновационных проектов. Конкурс проводился Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Лондонским королевским обществом (The Royal Society of London – ведущий научный центр с функциями национальной академии Великобритании) в соответствии с меморандумом о взаимопонимании между данными организациями.

О содержании исследований наша беседа с руководителем проекта с российской стороны федеральным исследователем, доцентом кафедры радиофизики ТюмГУ, кандидатом физико-математических наук Натальей Ивановой.

--Наталья Анатольевна, тема интернациональных исследований для неспециалиста звучит весьма мудрено. Что такое «Разработка методов удаления наночастиц с поверхностей произвольной текстуры для экспериментальных приложений в условиях микрогравитации»?

-- Не каждую поверхность можно очистить салфеткой или отмыть водой даже с применением моющих веществ. Как должно быть понятно, нано- и даже микрочастицы традиционными методами уборки не возьмешь… Вот тогда и нужны разрабатываемые нами методы. Что касается произвольной текстуры, то также известно, что поверхности бывают очень разные. И функциональное предназначение у каждой свое. У нас речь идет об экспериментальных приложениях, то есть о поверхностях (причем, различных текстур), на которых проводятся особые эксперименты, например, микрокипения – это когда кипят микроколичества жидкостей, суспензий. Для чистоты эксперимента на поверхности подложки не должно быть даже наночастиц постороннего вещества. А микрогравитация – это состояние в летательных аппаратах на параболической орбите или в космосе при очень малой гравитации, проще говоря – в невесомости. Кстати, здесь наночастицы в «свободном плавании» влияют не только на чистоту эксперимента, но и на безопасность экипажа и самого летательного аппарата.

Продолжая орбитальную направленность, надо заметить, что здесь еще существуют ограничения по массе груза. Значит, на каждый эксперимент подложку не возьмешь, поэтому и нужен оптимальный способ ее очистки для многократного использования.

--Земного применения ваши методы не получат?

--Получат, и очень широкое. Прежде всего, в сфере высоких, тонких технологий: уже говорила о космосе, плюс электроника, оптика, лазерная техника и многое другое.

--Как строится работа удаленных друг от друга коллективов?

--У нас общая тема, но у каждого свой подход. Работаем самостоятельно, однако пребываем в постоянном взаимодействии, обсуждая ход исследований. В прошлом году я ездила в Англию, запускали часть проекта. В этом году ждем у себя представителя университета Лафборо. Сейчас совместно готовим две научные статьи – по нашим и их результатам.

--Кому и как пришла в голову именно эта тема для совместной работы?

--У коллег из Великобритании была проблема – они подавали в ESA два больших проекта на эту тему, и оба получили отказ из-за вопросов по полезному грузу и технике безопасности. Тогда они и предложили мне вместе заняться решением этой проблемы. Договорившись, каждый со своей стороны написал проект – мы в РФФИ, они – в The Royal Society of London. Нас поддержали обе инстанции.

--Почему именно вам предложили?

--Мы в университете уже занимались этой темой. И с коллегами из Лафборо сотрудничаем давно. В частности, я работаю с ними четыре года, совместно вели исследования по эффекту суперрастекания на различных поверхностях.

--Сегодня ваши исследования по удалению наночастиц на какой стадии?

--Протестировали ряд способов с разными частицами и на разных подложках. Какие-то дали очень хорошие результаты, другие – не очень. На очереди – наши рекомендации Европейскому космическому агентству. По программе проекта ELIPS-4, в который наша группа включена официально, ESA будет проводить эксперименты по процессам испарения, кипения жидкостей и суспензий на различных поверхностях в условиях невесомости.

--Как долго планируете развивать проект?

--Грант на исследования по этой теме рассчитан на два года. Но проблема настолько фундаментальна, что исследования в данном направлении, несомненно, получат дальнейшее и, наверняка, длительное развитие.

--Кроме вас от ТюмГУ кто работает в проекте?

--В этой работе участвуют ученые университета, в частности, коллега по кафедре радиофизики Олег Тарасов, заведующий кафедрой математического моделирования Алексей Татосов. Но главное, что надо отметить, в ней задействованы студенты.




Источник:

Управление информационной политики ТюмГУ

Геннадий Бессонов

-BIO
Институт экологической
и сельскохозяйственной
биологии
ТюмГУ

625003, Тюменская область,
г. Тюмень, ул. Ленина, 25

Михаил Жак
Заместитель директора
(3452) 59-74-00
Марина Топтыгина
Руководитель учебного офиса
59-74-00 (вн. 17178)