12 декабря 2024
417
Психолог ТюмГУ доказала, что среди молодежи возрос уровень патриотизма

Психологи Школы образования ТюмГУ и Болгарии изучили патриотические настроения молодежи в 2021–2023 гг., определяемый как желание жить и строить семейный бизнес в России. 

Сложность геополитической ситуации сегодня повышает значимость изучения темы социально-психологических факторов патриотизма.

Не раскрытыми остаются вопросы влияния семейных отношений на патриотические настроения. Вместе с тем есть понимание, что семья как важнейший институт социализации и развития личности будет иметь первостепенное значение в формировании патриотических настроений, а готовность создавать семейный бизнес с родственниками свидетельствует о высоком уровне сплоченности и доверия внутри семьи.

В новогоднем обращении Президент РФ Владими Путин сказал: «Наступающий 2024-й объявлен в нашей стране Годом семьи. А настоящая большая семья – это, безусловно, та, где растут дети, где царят внимание, душевная теплота и забота о родителях, любовь и уважение друг к другу. Именно из такого родства всех поколений, любви к отчему дому рождается, воспитывается преданность своему Отечеству».

Развивая этот тезис, можно предположить, что дружная семья снижает эмигрантские настроения молодежи и способна стать основой для развития малого бизнеса.

Статья «Патриотизм как фактор позитивного развития личности: сравнительное исследование желания молодежи жить и строить семейный бизнес в России» психолога Юлии Мурзиной вышла в сборнике статей «Психология личности: методология, теория, практика».

Исследование было проведено в рамках сотрудничества с академическим консорциумом INTERGEN (Университет г. Руса, Болгария), цель которого – изучение и развитие деловых связей между поколениями в бизнес-семьях.

Эмпирической базой для исследования послужили данные, собранные на выборке студентов Тюменского государственного университета в 2021 и 2023 гг.

В работе для объяснения происходящих ценностных изменений в сознании молодежи исследователь опирались на идеи известного советского психолога Людмилы Анцыферовой о развитии личности как активного субъекта.

Людмила Анцыферова считала, что развитие – это основной способ бытия личности, которая постоянно экстраполирует себя в будущее, а будущее проецирует на настоящее. Поэтому личность – субъект индивидуальной истории, жизненных выборов, целеполагания.

Описывая сложные жизненные ситуации, автор выделяет четыре группы, где войны, крупные катастрофы, стихийные бедствия – это высший уровень. Именно такие ситуации способны поменять образ жизни, сознание человека и его личность.

Можно констатировать, что сегодня молодежь исторически поставлена в ситуацию, когда нужно делать ценностный выбор.

Людмила Ивановна считала, что механизмы устойчивого личностного бытия находятся в напряженной душевной жизни человека, в его духовных – ненасыщаемых, устойчивых потребностях.

К таким потребностям можно отнести поиск смысла жизни, личностное (в том числе политическое) самоопределение, поведенческим проявлением которого может быть патриотизм.

Согласно данным исследований Фонда общественного мнения в июне 2023 г., 84 процента россиян считают себя патриотами. Также, по мнению 57 процентов, патриотами не могут быть люди, которые уезжают жить и работать за границу.

Результаты статистической проверки позволили исследователям сделать выводы о том, что уровень патриотизма молодежи значимо вырос с 2021 г.

Семья имеет первостепенное значение для патриотичной молодежи: желание жить и работать в своей стране значимо взаимосвязано с эмоциональной поддержкой в семье и ощущением собственного счастья.

У более патриотичной молодежи существует устойчивый интерес к получению дополнительной информации о возможностях начать семейный бизнес.

Таким образом, повышение патриотических настроений в молодежной среде – ответ личности на сложную ситуацию геополитического противостояния. Напряженность душевной жизни запускает механизмы актуализации духовных потребностей личности, тем самым реализуется сценарий позитивного развития.

Итогом такой ценностной трансформации личности станут консолидация общества, расширение личных отношений и развитие отношений общественных.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках проекта № 24-28-01571 «Социально-психологические характеристики преемников семейного бизнеса».

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Share
-BIO
UTMN Institute
of Environmental
and Agricultural Biology

25 Lenina Street,
Tyumen 625003

Dr. Mikhail Zhak
Deputy Director
(3452) 59-74-00
Marina Toptygina
Head of Study office
59-74-00 (ad. 17178)