
В СоцГум ТюмГУ прошла студенческая конференция «Ключевые слова». Студенты выступили с докладами и поучаствовали в дискурсе на 16 секциях по вопросам философии, истории, лингвистики, литературоведения и журналистики.
Нам удалось посетить несколько секций, послушать интереснейшие доклады и дискуссии. Узнать мнения студентов о необходимости участия в конференции и педагогов – о выборе тем секций.
Ольга Павловская, к.ф.н., ведущая секции «(Не)лишние философские категории» – о теме своей секции:
– Русские философы в начале прошлого века не равнялись на западных коллег. Они рассуждали о счастье, о свободе и об ответственности; о том, насколько смысл жизни является нормативной или ненормативной категорией. Казалось, что рассуждать об этом – детство и несерьёзно, все это было забыто на какое-то время, находилось на периферии философского дискурса. А потом вдруг появляется «Институт счастья». То есть, мысли философов сегодня подаются в новой оболочке. И вот эти, казалось бы, непопулярные категории студенты рассматривают в дизайне своих исследований.
На секции завязался активный, острый, зрелый дискурс о таких категориях, как доверие, тождество личности (отличие её от сущности), наука и ненаука, искусство любить.
Ярослав Смирнов, автор доклада «Сущность и её отсутствие» (2 курс Института наук о Земле, направление «Картография и геоинформатика»):
– Я второй год участвую в этой конференции, мне очень нравится философия. Конференция – хорошая площадка для пробы пера в несколько другой стезе и абсолютно иной науке, нежели моя специальность. Когда готовишься к работе, начитываешь много материала, что поднимает общую эрудицию, да и это просто интересно.
На секции «Русский язык XXI века: лингвокультурные маркеры, прецедентные феномены и символы современной культуры в языке» говорили об особенности жанра короткого видео в социальных сетях, фразеологизмах с компонентом «соль» в русском и узбекском языках, стилистических фигурах в авторских текстах песен Басты…
Наталья Кузнецова, к.н., доцент кафедры русского языка и общего языкознания, ведущая секции:
– Так как конференция называется «Ключевые слова», то о чем на ней говорить, как ни о ключевых словах современности и русской языковой культуры? Имеется ввиду слова не в грамматическом и даже не в лексическом аспекте, а именно в культурном. Основное направление в нашей секции – то, как слова действуют в контексте, как они понимаются разными людьми, как они отливаются в какие-то ключевые фразы, устойчивые выражения, то есть это – несомненное расширение лингвистики, мы здесь говорим о словах и фразах в рамках различных культур.
Фатима Оздоева, автор доклада «Образ человека в ингушских паремиях» (3 курс, лингвистика):
– Мой доклад – о том, как человек описывается в ингушских пословицах и поговорках. Его образ рассматривается с точки зрения тематических групп: благородство, отношение к старшим, к своему слову (ответственность за сказанное тобой). То есть, я рассматриваю, какие этические ценности есть в ингушском обществе. Я надеюсь, что конференция даст мне опыт публичного выступления, дискуссии, коммуникации с экспертами.
На секциях «О чем молчат лингвисты» и «Актуальные образовательные технологии в условиях цифровизации: лингвометодический аспект» поднимались в том числе вопросы новейших методик в лингвистике. Студенты даже презентовали свои программы лингвопоиска в интернете, такие как «Использование взвешенного графа при решении задачи выявления семантики слов французского языка».
Наталья Аксарина, к. филолог. наук, ведущая секции«Актуальные образовательные технологии в условиях цифровизации: лингвометодический аспект» :
– Учить детей языку так, как учили 20-30 лет назад в современных условиях уже нельзя. Изменились языковое сознание носителей, условия семейного и общественного речевого воспитания, и всё это требует поиска новых методических подходов с сохранением того ценного, что наработано прежде. Плюс сама цифровая эпоха заставляет переосмысливать не только подходы, но и образовательные ресурсы. У нас в руках сейчас другие инструменты, которых раньше не было. Мы их продолжаем осваивать. Эта сфера образовательных ресурсов стремительно совершенствуется, она очень востребована, и студенты как 800 лет назад – на заре эпохи университетов, так и сейчас – на передовой науки. Студенты в силу молодости, гибкости ума и даже где-то в силу того, что знают не так много, и знание им не так мешает, как старшим коллегам, способны увидеть потенциал там, где мы уже его не видим. Мы надеемся, что сегодняшние студенты будут когда-нибудь достойными учителями, способными справиться с новыми образовательными вызовами.
Но и вечные темы, проблемы этического и социального выбора, у студентов также в чести.
Михаил Воронков (2 курс, лингвистика):
– Тема моего доклада – «Человек гуманный против человека социального в трагедии Шекспира Ричард II». Ричард потерял власть, зависимость от социального положения и практически стал человеком, который может наслаждаться миром, природой и не волноваться по поводу своего социального статуса. Доклад для меня был поводом разобраться в теме, в процессе подготовки я тесно общался с научным руководителем. Было интересно слушать других выступающий. Также конференция – хороший опыт риторики. Само выступление на публику – это ценный опыт.
Список победителей «Ключевых слов» – здесь.
От всей души поздравляем лучших!
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ