8 октября 2021
1148
Выпускники-физики ТюмГУ строят карьеру в нефтяной отрасли

Выпускники Тюменского госуниверситета достаточно востребованы на рынке труда. Часть из них успешно трудоустраивается и развивает карьеру в нефтегазовой сфере. Среди них Майя Звада, сотрудник Научно-Технического Центра «Газпром нефти». Девушка рассказывает о своей работе и о том, зачем в нефтянке нужны физики.

Мечталось о нефтянке

У меня физико-математический склад мышления – мне всегда нравились и легко давались точные науки. Физику я любила больше, потому что именно она помогает разобраться в сути большинства природных процессов, найти причины и следствия многих явлений.

Поэтому еще в школе знала, куда буду поступать: конечно, на физический факультет! Ведь физика – это фундаментальная наука, которая дает возможность разобраться в любой области, связанной с инженерией.

Когда пошла учиться в ТюмГУ на физика, то, честно говоря, думала: на потоке будет одна-две девушки кроме меня. Все-таки стереотип о серьезных ученых-мужчинах крепко застрял в голове. Но на самом деле в моем выпуске соотношение было 30/70, а с каждым годом пропорция еще больше менялась – интерес девушек к этой науке все возрастал. Женщин все больше привлекают такие сферы, как программирование или инженерия. И в профессии физика они давно не редкость.

После учебы я могла бы продолжить работу в топливно-энергетической промышленности, атомной энергетике, машиностроении и инженерии, строительстве – да практически в любой сфере.

Хотя, конечно, мечталось о нефтянке. Я выросла в семье педагогов, но в Тюмени, откуда я родом, почти у каждого среди родственников, друзей или знакомых есть нефтяники. В детстве у меня, как и у многих, были романтические представления об отрасли: длительные экспедиции на геологические изыскания, новые месторождения…

При проектировании разработки месторождения физика просто необходима

Но уже в старших классах я поняла, что современный нефтяник – это не только буровик или геолог. Стала задумываться о том, что должно быть связующее звено между геологоразведкой и бурением. Кому-то надо заниматься проектированием разработки месторождения. То есть, анализировать полученную геологическую информацию и принимать решения, как именно начать добывать нефть.

Оказалось, что для этой работы просто необходимо знание физики. Сегодня в нефтедобывающих компаниях действительно работают и физики, и математики, и даже химики – в общем, представители самых разных академических направлений.

Когда я училась на  четвертом курсе, то попала на практику в небольшой проектный институт. Можно сказать, что это было полное погружение и в отрасль, и в работу физика в нефтянке. В короткие сроки на меня обрушился огромный объем информации. Как плавать учат: вывезут на озеро – и плыви, как хочешь.

Я занималась проектированием разработки месторождения. Изучала огромные потоки данных: геологическую и промысловую информацию, лабораторные исследования керна – образцов геологической породы — и нефти. Анализировала все полученные данные и на их основе строила трехмерные цифровые модели — двойники настоящих месторождений. А потом определяла, какой из сценариев разработки в этом случае подойдет лучше всего. Это был уникальный опыт: используя знания физики, строить цифровой двойник реального нефтяного месторождения и на этой основе прогнозировать его работу!

Параллельно я продолжала учиться в университете. И чем больше было возможности применить знания на практике, тем сильнее становился интерес к теории. А практическое применение информации помогало ее усвоить.

Нефтяная компания и научно-исследовательская деятельность

Сегодня я работаю в Научно-Техническом Центре «Газпром нефти», исследую методы увеличения нефтедобычи. Это означает, что я как физик исследую разные процессы, которые могут помочь «выжать» из месторождения как можно больше нефти. Это серьезная научно-исследовательская работа, но я вряд ли получу Нобелевскую премию –  гораздо больше шансов у тех, кто работает в научных институтах и занимается фундаментальными исследованиями.

Но это не означает, что в нефтяной компании нельзя пойти по научной стезе. Можно: например, я и многие мои коллеги участвуем в научных проектах, некоторые преподают в университетах. Другое дело, что наши исследования - целевые и имеют непосредственное отношение к деятельности компании и к практическому применению. Но как раз это и интересно: можно довольно быстро увидеть, как результаты научной деятельности отражаются на практике.

Если вы физик, то круг задач в нефтянке для вас достаточно обширен, ведь физика – это основополагающая наука, на которой базируется большая часть процессов отрасли. Например, процессы, происходящие в пласте, описываются подземной гидродинамикой и гидромеханикой. Для работы со свойствами нефти и газа требуются знания термодинамики углеводородов, течение в трубах описывает гидравлика. Исследованием этих и многих других процессов занимается именно физик.

Огромный плюс сегодня – навыки программирования. Они облегчают жизнь и помогают в карьере, так что ими тоже стоит овладеть. Например, уже нет необходимости вручную анализировать большие объемы данных – это делает компьютер. Поэтому в специалистах ценят желание осваивать смежные области.

 

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

По материалам спецпроекта Собака.ру


Share
-BIO
UTMN Institute
of Environmental
and Agricultural Biology

25 Lenina Street,
Tyumen 625003

Dr. Mikhail Zhak
Deputy Director
(3452) 59-74-00
Marina Toptygina
Head of Study office
59-74-00 (ad. 17178)