• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Тенденции подготовки кадров высшей квалификации в Российской Федерации

Выпуск:

2023. Том 7. № 1 (23)

Название: 
Тенденции подготовки кадров высшей квалификации в Российской Федерации


Для цитирования: Кузнецова А. Р. Тенденции подготовки кадров высшей квалификации в Российской Федерации / А. Р. Кузнецова, А. И. Ахметьянова, А. И. Кузнецов // Siberian Socium. 2023. Том 7. № 1 (23). С. 71-87

Об авторах:

Кузнецова Альфия Рашитовна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа, РФ); eLibrary AuthorID, ORCID, Web of Science ResearcherID, alfia_2009@mail.ru

Альбина Ильшатовна Ахметьянова, младший научный сотрудник, ассистент кафедры математического моделирования, Уфимский университет науки и технологий (г. Уфа, Российская Федерация) ORCID: 0000-0002-5739-769X, Researcher ID: W-1036-2017 ai-albina@mail.ru
Александр Игоревич Кузнецов, студент 2 курса бакалавриата кафедры математического моделирования, Уфимский университет науки и технологий (г. Уфа, Российская Федерация) aleksander2055@mail.ru

Аннотация:

В статье отмечается резкое сокращение численности аспирантов в Российской Федерации в 2010–2021 гг.: их общее количество сократилось на 43% и составило 90156 чел. Наибольшая доля аспирантов и докторантов сконцентрирована в образовательных организациях высшего образования (87% и 92% соответственно). Число успешных защит кандидатских диссертаций сократилось с 9611 до 1500 (почти на 85%). Общая численность докторантов в Российской Федерации за период с 2010 по 2021 гг. уменьшалась с 4418 до 932 чел., т. е. почти на 79%, при этом уровень приема в докторантуру сократился с 1650 до 210 чел., т. е. на 83%. Таким образом, мы наблюдаем катастрофическое сокращение числа приема аспирантов и докторантов. Для такой большой страны, как Россия, прием в аспирантуру в год составляет 329 чел. на один регион, а в докторантуру — 2-3 человека на один регион. За анализируемый период доля успешных защит докторантов сократилась с 28,5% до 10,5%, в т. ч. в образовательных организациях высшего образования — с 30,3 до 11%. Данная ситуация может негативно сказаться на формировании интеллектуального потенциала страны, на количестве инновационных разработок и зарегистрированных патентов, а также авторских программ. Среди лидирующих по числу защит отраслей наук, наибольшая доля успешных защит приходится на химические, сельскохозяйственные, медицинские и технические науки. Доля успешных защит диссертаций с выпуском из докторантуры по направлениям подготовки (в процентах свыше 50,0%) приходится на следующие направления подготовки: «химические технологии» — 66,7%, «клиническая медицина» — 66,7%, «ветеринария и зоотехния» — 55,6%, «физико-химическая биология», «транспортное, горное и строительное машиностроение», «искусствоведение», «социология» — по 50%. Стабильно высоким является удельный вес защит по медицинским, физико-математическим, биологическим, сельскохозяйственным, химическим и юридическим отраслям наук. Фактически это доказывает наличие стабильно функционирующих научных школ, классических традиций и создает уверенность в их дальнейшем успешном развитии.

Список литературы:

  1. Kuznetsova A. 2019. The impact of education on the income of the economically active population in the European Union. First International Conference on Applied Science and Technology (iCAST 2018),
    pp. 608–614.
  2. Kuznetsova A., Akhmetyanova A., Hedvičáková M., Svobodova L. 2019. Factors of successful adaptation of migrants in the labor market in the European Union”. First International Conference on Applied Science and Technology (ICAST 2018), pp. 427–431.
  3. Svobodová L., Hedvicakova M., Kuznetsova A. 2019. Education needs in context of migration and industry 4.0 in selected EU countries. Emerging Technologies for Education. 4th International Symposium, SETE 2019, Held in Conjunction with ICWL 2019, Magdeburg, Germany, September 23–25, 2019, Revised Selected Papers. Сер. “SETE: International Symposium on Emerging Technologies for Education” Editors: Elvira PopescuTianyong, HaoTing-Chia, HsuHaoran XieMarco, TemperiniWei Chen, pp. 89–98.
  4. Официальный сайт Росстата. 2022. Основные показатели подготовки кадров высшей квалификации, научных кадров в докторантуре по Российской Федерации. Источник: https://rosstat.gov.ru/statistics/education [Дата обращения: 01.02.2023].
  5. Саитова Р. З., Ахметьянова А. И. Подготовка научных кадров в Республике Башкортостан // Российский электронный научный журнал. 2016. № 4 (22). С. 237–250.
  6. Кузнецова А. Р. Основные тенденции развития системы образования в Российской Федерации /
    А. Р. Кузнецова, Р. З. Саитова, А. И. Ахметьянова // Фундаментальные исследования. 2017. № 2.
    С. 153–158.
  7. Ратай Т. В. Научные кадры: тенденция снижения сохраняется / Т. В. Ратай, И. И. Тарасенко // Наука, технологии, инновации: экспресс-информация. 2019. № 145. С. 1–4.
  8. Емельянова Е. Е. Научные кадры России: тенденции, проблемы, перспективы / Е. Е. Емельянова,
    В. В. Лапочкина // ЭКО. 2022. № 4 (574). С. 31–56.
  9. Шкурко В. Научные кадры высшей квалификации для инновационной экономики / В. Шкурко,
    И. Шарый, В. Ермаков, Г. Рябова // Наука и инновации. 2015. № 8 (150). С. 46–51.
  10. Пономарев В. В. Актуальные ориентиры подготовки научных кадров в России / В. В. Пономарев,
    Л. Н. Яцковская // Теория и практика физической культуры. 2017. № 5. С. 42.
  11. Ефимова М. Р. Статистический анализ научного потенциала регионов Российской Федерации /
    М. Р. Ефимова, Е. А. Долгих // Вестник университета. 2019. № 8. С. 131–138.
  12. Микодина Е. В. Аспирантура ВНИРО. 1. Эволюция подготовки научно-педагогических кадров в России / Е. В. Микодина, Е. А. Князев // Труды ВНИРО. 2017. Т. 166. С. 179–193.
  13. Гвильдис Т. Ю. Подготовка научно-педагогических кадров: фундаментализация и непрерывность профессионального образования / Т. Ю. Гвильдис // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 26–30.
  14. Еремина И. Ю. Современные подходы к мотивации научных работников / И. Ю. Еремина, Е. В. Корнева, А. В. Чупрова, А. С. Абдулкадыров // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 108–113.
  15. Шипицина С. Е. Повышение научного потенциала в российских регионах — стратегические национальные приоритеты России / С. Е. Шипицина, Е. А. Жуйкова // Уровень жизни населения регионов России. 2022. Т. 18. № 4. С. 439–449.