• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Маркеры аудитории «облачных» сообществ на примере коммуникации пользователей в каналах «Телеграм»

Выпуск:

2023. Том 7. № 1 (23)

Название: 
Маркеры аудитории «облачных» сообществ на примере коммуникации пользователей в каналах «Телеграм»


Для цитирования: Едаменко Е. П. Маркеры аудитории «облачных» сообществ на примере коммуникации пользователей в каналах «Телеграм» / Е. П. Едаменко, Е. В. Головацкий // Siberian Socium. 2023. Том 7. № 1 (23). С. 45-56

Об авторах:

Елена Петровна Едаменко, магистрант Кемеровского государственного университета www.luch19@mail.ru
Евгений Васильевич Головацкий, доктор социологических наук, доцент профессор кафедры социологических наук социально-психологического института ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», xomaik@rambler.ru

Аннотация:

В статье осуществляется попытка анализа масштаба распространения современной информации с помощью коммуникационных технологий. Рассматривается платформа Телеграм — мобильное приложение, которое работает по принципу «облачных» технологий. Исследователями изучаются возможности облачного Телеграм, с помощью которого создаются Телеграм-каналы, в которых публикуются новости о жизни общества. Выявляется аудитория пользователей мессенджера Телеграм, описываются маркеры участников облачного сообщества. Авторами уделяется внимание фальшивой информации, которая формируется и запускается целенаправленно для искаженного представления у пользователей интернета текущего положения дел в муниципалитетах, регионе и стране. Отмечается важность участия политических СМИ, органов власти в формировании достоверной новостной повестки. Ложная информация может приводить к процессам отчуждения в обществе, тревожным ожиданиям, к утрате социального оптимизма, запуску механизма деконструкции государственных структур и социальных связей. Перечисленные факторы, безусловно, негативно сказываются на социальной стабильности общества. Для представителей органов власти обозначается возможность использовать современные коммуникационные облачные технологии и их инструмент — мобильное приложение Телеграм. Авторами рассматриваются преимущества данной платформы. Внимание исследователей фокусируется на немодерируемых Телеграм-каналах, где зачастую отсутствуют какие-либо нормы по распространению новостного контента. У исследователей появились опасения, что на просторах данной площадки действуют и процветают экстремистские группы, особенно это актуально для текущей мировой ситуации. Авторы статьи рассматривают специфику широкой аудитории Телеграм и предлагают модераторам Телеграм-каналов адаптировать новостные ленты под запросы современных пользователей, для которых Телеграм образует облачное сообщество интернет-сервиса. В этой связи были рассмотрены региональные официальные Телеграм-каналы. Предполагается, что использование знаний специфики, потребностей и запросов аудитории Телеграм, поможет модераторам (в т.ч. органам власти) привлекать в свои Телеграм-каналы жителей региона, которые будут потреблять информацию из «первых рук». При написании статьи авторы использовали вторичный анализ исследований компаний: ВЦИОМ и Mediascope. С целью изучения аудитории облачного сообщества были рассмотрены пять крупных Телеграм-каналов регионального уровня: «А может: Кузбасс», «Инцидент Кузбасс», «Кузбасс сейчас», «Кемерово * Кемеровская область», «Новокузнецк * Кемеровская область».

Список литературы:

  1. Аверьянов А. О. Социальный портрет пользователя интернета в современной России / А. О. Аверьянов // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых-2018: Сб. науч. ст. 6-й Международ. молодежной науч. конф.: в 4 т., Курск, 13-14 ноября 2018 г. / отв. ред. А.А. Горохов. Т. 1. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2018. С. 238–241.
  2. Бабинцев В. П. Публичные коммуникации власти и общества в регионе: проблемы и возможности конструктивных изменений / В. П. Бабинцев, Ж. А. Шаповал // Власть. 2018. Т. 26. № 4. С. 7–15.
  3. Бондаренко, О. В. Телеграмм-каналы как новый вид коммуникации с общественностью / О. В. Бондаренко // Век информации. 2018. № 2-2. С. 170–172.
  4. Гришаева С. А. Политическое участие молодежи в цифровой среде / С. А. Гришаева, П. А. Шамаев // Цифровая социология/Digital Sociology. 2022 № 5 (1). С. 25–35. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-1-25-35 (дата обращения: 02.08.2022).
  5. Добринская Д. Е. Киберпространство: территория современной жизни / Д. Е. Добринская // Вестник Московского университета. Сер.: 18. Социология и политология. 2018. Т. 24. № 1. С. 52–70.
  6. Золотарев А. В. Коммуникативные технологии в осуществлении взаимодействия с органами государственной власти / А. В. Золотарев // Интернет журнал «Науковедение». 2016. Т. 8. № 4. С. 1–16.
  7. Зубок Ю. А. Доверие в саморегуляции социальных взаимодействий молодёжи в изменяющейся социальной реальности / Ю. А. Зубков, В. И. Чупров // Проблемы развития территорий. 2016. № 5.
    С. 29–37.
  8. Ивлиев П. А. Анонимность в Интернете: проблемы и особенности / П. А. Ивлиев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 4-2. С. 6-8. DOI 10.24411/2500-1000-2019-10738. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38075708 (дата обращения: 5.08.2022).
  9. Кайль Я. Я. Направления развития информационных технологий в публичном управлении России: федеральный уровень / Я. Я. Кайль, Р. М. Ламзин, В. С. Воловик // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 2. С. 23–29.
  10. Михайлова О. П. Проблемы анонимности в сети интернет / О. П. Михайлова, А. М. Ахметов, Э. В. Хамзина // Итоги 2015 года: идеи, достижения: сборник материалов II Региональной студенческой науч.-практич. конф. с всерос. участием, Альметьевск, 20 ноября 2015 г. Альметьевск: КНИТУ-КАИ, 2015. С. 161–167. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25573945 (дата обращения: 05.08.2022).
  11. Нархов Д. Ю. Саморегуляция общественной активности студентов в условиях цифровизации социального пространства / Д. Ю. Нархов, Е. Н. Нархова, Л. В. Мишин, Е. П. Мельникова // Siberian Socium. 2021. Том 5. № 1 (15). С. 20-36. DOI: 10.21684/2587-8484-2021-5-1-20-36
  12. Сиберг Д. Цифровая диета: Как победить зависимость от гаджетов и технологий / Д. Сиберг; пер.
    с англ. М.: Альпина Паблишер, 2015. 207 с.
  13. Смолина Е. Г. Взаимодействие органов местной исполнительной власти и населения в интернет-пространстве: управленческий аспект (на материалах г. Волгограда): дис. … канд. соц. наук: 22.00.08 / Е. А. Смолина. Волгоград, 2020. 197 с.
  14. Хун Ц. Феномен Телеграм-каналов как нового средства современной глобальной коммуникации /
    Ц. Хун // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 52. С. 1397–1400.
  15. Телеграм-каналы заменили россиянам советские кухни // Kazanfirst. 2019. URL: https://kazanfirst.ru/interviews/493950 (дата обращения: 19.08.2022).
  16. Источники информации // Аналитический центр Юрия Левады. 2020. URL: https://www.levada.ru/2020/09/28/ggh/ (дата обращения: 21.07.2022).
  17. Вциом назвал Telegram самым быстрорастущим мессенджером в России // Журналист. 1914–2022. URL: https://jrnlst.ru/vciom-nazval-telegram-samym-bystrorastushchim-messendzherom-v-rossii (дата обращения: 19.08.2022).
  18. Bykov A., Medvedeva M. V. and Hradziushka A. A. «Anonymous Communication Strategy in Telegram: Toward Comparative Analysis of Russia and Belarus», 2021 Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS), 2021. Pp. 14-17. doi: 10.1109/ComSDS52473.2021.9422858. https://ieeexplore.ieee.org/abstract/document/9422858 (дата обращения: 18.08.2022).
  19. Telegram впервые в истории опередил WhatsApp по объему трафика в России // Conews. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2023-01-23_gonka_messendzherovtelegram (дата обращения: 30.03.2023).
  20. Herasimenka A. Misinformation and professional news on largely unmoderated platforms: the case of telegram. Crossref DOI link: https://doi.org/10.1080/19331681.2022.2076272. Published Online: 2022-05-25. Update policy: https://doi.org/10.1080/TANDF_CROSSMARK_01
  21. Hutter S. Protest Event Analysis and Its Offspring // della Porta D. (ed.). Methodological Practices in Social Movement Research. Oxford: Oxford University Press. 2014. Pp. 335–367.
  22. Cohen E., Valencia J. Political Protest and Power Distance // Bulletin of sociological methodology, 2008.
    No 99. Pp. 54–72.
  23. Mossberger K., Tolbert C., McNeal R. S. Digital citizenship: The Internet, society and participation. Cambridge: The MIT Press, 2008. 221 p.
  24. Application of Big Data, Blockchain, and Internet of Things for Education Informatization Second EAI International Conference, BigIoT-EDU 2022, Virtual Event, July 29–31, 2022, Proceedings, Part I.
  25. Advances in Internet, Data & Web Technologies The 11th International Conference on Emerging Internet, Data & Web Technologies (EIDWT-2023).