• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Территориальная идентичность населения: методика эмпирического измерения

Выпуск:

2023. Том 7. № 1 (23)

Название: 
Территориальная идентичность населения: методика эмпирического измерения


Для цитирования: Воробьева И. Н. Территориальная идентичность населения: методика эмпирического измерения / И. Н. Воробьева // Siberian Socium. 2022. Том 7. № 1 (23). С. 29-44

Об авторе:

Воробьева Ирина Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий, Череповецкий государственный университет (г. Череповец, РФ); ORCID: 0000-0001-5970-051X; WoS ResearcherID: AAX-4496-2021; vorobyova-i-n@yandex.ru

Аннотация:

Миграционные процессы, особенно среди молодежи в период реализации образовательных стратегий, лишают малые и средние города важных трудовых ресурсов и снижают перспективы развития городов и регионов. Именно поэтому формирование и анализ территориальной идентичности как важного фактора закрепления населения в родном регионе является одной из актуальных задач. Автор статьи выделяет в более общем концепте территориальной идентичности два ключевых понятия: идентичность территории и территориальную идентичность населения. Основной целью данной статьи и новизной исследования является создание и адаптация методики по измерению уровня территориальной идентичности населения, под которой понимается привязанность, вовлеченность в дела региона, желание оставаться жить и работать на данной территории. В статье приведен детальный алгоритм применения методики, базовые индикаторные вопросы, а также принцип расчета общего индекса территориальной идентичности каждого респондента и дифференциацию всего населения по уровню территориальной идентичности. Приводятся результаты её апробации на основании опроса жителей г. Череповца. Практическая значимость данной методики заключается в возможности её использования для сравнения территориальной идентичности населения разных регионов, дифференциации респондентов на разные по уровню территориальной идентичности группы. Применение индексного метода и разделение всего населения на группы даёт возможности использования таких статистических методов для изучения взаимосвязи данного феномена с другими переменными, как дисперсионный и корреляционный виды анализа, что автор демонстрирует для подтверждения взаимосвязи уровня территориальной идентичности населения и оценок политической и экономической ситуации жителей города.

Список литературы:

  1. Авилов Г. М. Региональная идентичность молодежи и проблема формирования имиджа региона /
    Г. М. Авилов, Е. А. Кранзеева, Л. С. Яницкий // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 110–119.
  2. Антонова Н. Л. Молодежь в поисках городской идентичности: уровни и индикаторы / Н. Л. Антонова // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 16–19. https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.1.
  3. Архипова А. Э. Маркеры территориальной идентичности как символическая основа брендинга места / А. Э. Архипова, Н. Г. Федотова // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2016. № 2 (6). C. 1–5.
  4. Богатова О. А. Город в теории и на практике: факторы формирования социальной идентичности столицы республики в составе Российской Федерации / О. А. Богатова, Е. И. Долгаева // Регионология. 2022. Т. 30. № 2. С. 447–469. DOI: 10.15507/2413-1407.119.030.202202.447-469
  5. Вершинина И. А. Анри Лефевр: от «права на город» к «урбанистической революции» / И. А. Вершинина // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. Т. 24. № 2.
    С. 48–60. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018-24-2-48-60.
  6. Головнева Е. В. Формы дискурсивной репрезентации городской идентичности / Е. В. Головнева //
    Социология власти. 2014. № 2. С. 56–64.
  7. Горнова Г. В. Визуально-семиотические аспекты городской идентичности / Г. В. Горнова // Праксима. 2019. № 21(3). С. 62–74. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-62-74
  8. Дягилев Н. С. Теоретические аспекты городской идентичности / Н. С. Дягилев // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. Екатеринбург: УрФУ. 2013. С. 54–59.
  9. Заварзина Ю. В. Имидж территории через призму социокультурных коммуникаций / Ю. В. Заварзина // Социология. 2021. № 4. С. 75–91.
  10. Костко Н. А. Показатели городской идентичности как элемента социального пространства города /
    Н. А. Костко // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. № 25 (1). С. 190–216. https://doi.org/10.31119/jssa.2022.25.1.7
  11. Недосека Е. В. Особенности городской идентичности молодежи г. Мурманска / Е. В. Недосека,
    Т. В. Ануфриева // Социология города. 2015. № 3. С. 22–31.
  12. Оплетина И. А. Выраженность компонентов гражданской идентичности у жителей разных регионов России / И. А. Оплетина, Н. А. Белоусова // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 89–93. https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.14.
  13. Печеркина И. Ф. Территориальная идентичность в социальном пространстве / И. Ф. Печеркина,
    А. А. Кошкина, Р. Р. Хузяхметов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021. Том 7. № 4 (28). С. 85–101. DOI: 10.21684/2411-7897-2021-7-4-85-101
  14. Скалабан И. А. Территориальная идентичность как фактор социального участия: поколенный контекст / И. А. Скалабан, О. А. Серебрянникова // Идеи и идеалы. 2014. № 1(19). С. 65–74.
  15. Терентьев Е. А. Топонимический активизм и «право на город»: социологические заметки / Е. А. Терентьев // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 1. С. 194–202. http://doi.org/10.17223/1998863X/29/21
  16. Федотова Н. Г. Символические коды городской идентичности (на примере российского и американского городов) / Н. Г. Федотова // Учёные записки Новгородского государственного университета. 2020. № 8 (33). С. 18. DOI: 10.34680/2411-7951.2020.8(33).18
  17. Филиппова Д. Н. К вопросу арктической идентичности студентов университетов Арктики / Д. Н. Филиппова // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 6 (74). С. 73–79.
  18. Черняев И. В. Региональная идентичность и формирование «позитивного» имиджа региона: к вопросу о теоретико-методологических основаниях политики регионального развития / И. В. Черняев // Вестник российской нации. 2015. № 3 (41). С. 196–204.
  19. Шабунова А. А. Сельская и городская молодёжь: социокультурные разрывы сохраняются? /
    А. А. Шабунова, О. Н. Калачикова, М. А. Груздева // Народонаселение. 2022. Т. 25. № 2. С. 39–51.
    DOI: 10.19181/ population.2022.25.2.4
  20. Шахбанова М. М. Городская идентичность: индикаторы воспроизводства (на примере Дагестана) /
    М. М. Шахбанова, Г. Ш. Гамзаева, Р. М. Умаханов //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 2. С. 236–241. DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-2-236-241
  21. Banini T. Towards a Methodology for Constructing Local Territorial Identities // Territorial identities in action. Presa Universitara Clujeana, 2021. Р. 13–39.
  22. Cassinger С. The magic of place branding: regional brand identity in transition/ C. Cassinger, J. Eksell // Journal of Place Management and Development. 2017. No. 10 (3). Pp. 202–212. DOI: https://doi.org/10.1108/JPMD-03-2017-0028.
  23. Clark T. Social Identification, Widening Participation and Higher Education: Experiencing Similarity and Difference in an English Red Brick University / T. Clark, R. Hordosy // Sociological Research. 2019.
    No. 24(3). Pp. 353–369. https://doi.org/10.1177/1360780418811971
  24. D’Ambrosio P. J. From present to presentation: A philosophical critique of Hartmut Rosa’s “situational identity” / P. J. D’Ambrosio // Time & Society. 2019. No. 28(3). Pp. 1061–1083. DOI: 10.1177/0961463X18787059
  25. Das U. Bay of Bengal Region: Interrogating the Region and Regional Identity / U. Das. The Journey and the Way Ahead. BIMSTEC, Pentagon Press, 2021.
  26. De Jong M. Explaining city branding practices in China’s three megacity regions: The role of ecological modernization / M. De Jong, Y. Chen, S. Joss, H. Lu, M. Zhao, Q. Yang, C. De Jong Zhang // Journal of cleaner production. 2018. Vol. 179. Pp. 527–543. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.jclepro.2018.01.098.
  27. Dredge D. Destination place identity and regional tourism policy / D. Dredge, J. Jenkins // Tourism Geographies. 2003. No. 5 (4). Pp. 383–407. DOI: https://doi.org/10.1080/ 461668032000129137.
  28. Green A. City elements propelling city brand meaning-making processes: Urban reminders, the arts, and residential behavior / A. Green, D. Grace, H. Perkins // Marketing Theory. 2018. No. 18 (3). Pp. 349–369. DOI: https:// doi.org/10.1177/1470593117753978
  29. Houtum H. Contextualising Regional Identity and Imagination in the Construction of Polycentric Urban Regions: The Cases of the Ruhr Area and the Basque Country / H. Houtum, A. Lagendijk // Urban Studies. 2003. No. 38(4). Pp. 747–767.
  30. Le Dantec C. Infrastructuring and the formation of publics in participatory design/ C. Le Dantec, C. DiSalvo // Social Studies of Science. 2018. No. 43(2). Pp. 241–264. DOI: 10.1177/0306312712471581
  31. Rosa H. Social acceleration: a new theory of modernity. N.Y.: Columbia university press, 2013.
  32. Sery M. When regional identities differ over generation: Deinstitutionalisation of regions and regional identities in a regional amalgam / M. Sery, M. Dankova // Journal of Rural Studies. 2021. No. 82(4). Pp. 430–441. DOI: 10.1016/j.jrurstud.2021.01.033
  33. Storm E. Tourism and the Construction of Regional Identities Regionalism and Modern Europe. 2019. DOI: 10.5040/9781474275231.сн-006
  34. Zimmerbauer K. Constructing supranational regions and identities through branding: Thick and thin region-building in the Barents and Ireland–Wales / K. Zimmerbauer // European Urban and Regional Studies. 2016. No. 23(3). Pp. 322–337. DOI:10.1177/0969776413512842