Выпуск:
2022. Том 6. № 1 (19)Об авторах:
Акулич Мария Михайловна, доктор социологических наук, профессор, кафедра общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; ORCID: 0000-0001-7112-3639; m.m.akulich@utmn.ruАннотация:
Институт высшего образования в России переживает процесс кардинальной модернизации, в ходе которой происходит реформирование его форм и содержания, сложившихся на протяжении длительного времени. Трансформируются также цель и ценности образования: идея служения и формирования целостной личности подменяется понятиями услуги, прибыли и конкурентоспособности. Новизна работы заключается в исследовании инноваций в высшем образовании посредством изучения вуза как организации с уже имеющимися исторически сложившимися традициями. В статье впервые на примере конкретного университета проанализированы соотношения существующих традиций с внедряемыми инновациями. Ее цель — рассмотреть традиции на примере отдельно взятого вуза, переживающего этап инновационного развития, определить, насколько традиции соотносятся с внедряемыми инновациями, а также как меняется роль университетских традиций в данной ситуации. Использована авторская типология исследовательских подходов, основанная на идеях М. Рокича, Ф. Клакхон и Ф. Стродбека, методологических наработках Ш. Шварца, Р. Инглхарта. В статье представлены результаты межвузовского исследования, в котором изучались ценностные ориентации студентов и преподавателей вуза, трансформации его традиций в связи с модернизацией образования в целом и введением отдельных инноваций в частности. Особенно интересным представляется кейс Тюменского государственного университета — вуза, который в 2015 г. вошел в проект «5-100» и начал активную модернизацию и введение инноваций в образовательный процесс. В статье приведены результаты глубинных экспертных интервью с руководством, преподавателями ТюмГУ (n = 60), а также анализ данных массового опроса студентов (n = 743). В ходе исследования было выявлено, что университет ориентируется прежде всего на инновационное развитие; постепенно оформляется запрос на новый тип университета и соответствующей личности. В условиях развития ТюмГУ меняются не столько сами традиции, сколько их роль. Университет в целом не нацелен на воспроизводство традиций, отдавая предпочтение инновационным образовательным процессам.Ключевые слова:
Список литературы:
Аксенова О. В. Парадигма социального действия: профессионалы в российской модернизации: монография / О. В. Аксенова. М.: Ин-т социологии РАН, 2016. 304 с.
Анализ образовательных ситуаций: сб. научн. ст. / под ред. А. М. Корбута и А. А. Полонникова. Минск: БГУ, 2008. 260 с.
Асимметрия жизни современного российского общества: соотношение традиций и инноваций: монография / [О. В. Аксенова, Н. В. Левченко и др.]; отв. ред. О. В. Аксенова; ИС РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2017. 207 с. URL: https://www.isras.ru/publ.html?id=5084 (дата обращения: 16.10.2022).
Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования / Д. Бок; пер. с англ. С. Карпа; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. 224 с.
Высшее образование в цифровую эпоху / У. Г. Боуэн; пер. с англ. под науч. ред. А. Смирнова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2018. 224 с.
Гаспаришвили А. Т. Инновации и традиции в российском высшем образовании: социально-экономические аспекты / А. Т. Гаспаришвили, Л. М. Аллахвердиева // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 4. С. 35-41.
Глобализация и социальные институты: социологический подход / под редакцией И. Ф. Девятко, В. Н. Фоминой. М.: Наука, 2010. 335 c.
Глобальные перспективы высшего образования / Ф. Дж. Альтбах; пер. с англ. под науч. ред. А. Рябова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2018. 552 с.
Гофман А. Б. Социология традиции и современная Россия / А. Б. Гофман // Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. Вып. 7. С. 334-352.
Дюркгейм Э. Педагогика и социология // Социология / Э. Дюркгейм. М.: Канон, 1995. 350 с.
Епихина Ю. Б. Исследование неравенства в образовании в современной российской социологии / Ю. Б. Епихина // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2009. № 4. С. 73-84.
Зборовский Г. Е. Социология высшего образования: монография / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. 539 с.
Зборовский Г. Социология образования: задачи и парадигмы / Г. Зборовский, Е. Шуклина // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 131-138.
Иванова М. А. Болонский процесс и самостоятельность студентов: российская специфика / М. А. Иванова // Высшее образование в России. 2018. Том 27. № 3. С. 48-58.
Инглхарт Р. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития / Р. Инглхарт, К. Вельцель. М.: Новое издательство, 2011. 464 с. URL: https://www.hse.ru/data/2012/02/24/1266136909/inglehart_welzel.pdf
Исследование по сравнительному образованию. Подходы и методы / под ред. М. Брэя, Б. Адамсона, М. Мейсона. 2-е изд. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. 472 с.
Кларк Б. Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейсстади и концепций / Б. Р. Кларк; пер. с англ. Е. Стёпкиной; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. 312 с.
Кларк Б. Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе / Б. Р. Кларк; пер. с англ. А. Смирнова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. 360 с.
Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / Б. Р. Кларк; пер. с англ. А. Смирнова; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2011. 240 с.
Коннов В. Эволюция моделей университетского управления от «stadium generale» до «предпринимательского университета» / В. Коннов, М. Репина // Международные процессы. 2015. Том 13. № 1. С. 35-47. DOI: 10.17994/IT.2015.13.40.3
Корбут А. М. Материальность образовательных практик / А. М. Корбут // Философия и социальные науки. 2008. № 1. С. 39-42.
Лебедева Н. М. Ценности культуры и развитие общества / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. 527 с.
Левченко Н. Образование в школе: традиции, инновации, воспитание граждан / Н. Левченко // Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа: сб. науч. статей IV Междунар. конф. (Магас, 19-22 мая 2016 г.) / отв. ред. проф. И. М. Сампиев. Назрань: КЕП, 2016. С. 420-433.
Назаров В. Л. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса / В. Л. Назаров, Д. В. Жердев, Н. В. Авербух // Образование и наука. 2021. Том 23. № 1. С. 156-201. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-156-201
Нуссбаум М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки / М. Нуссбаум; пер. с англ. М. Бендет; под науч. ред. А. Смирнова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. 192 с.
Осипов А. М. Социология образования: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. А. М. Осипова. М.: Юрайт, 2018. 367 с.
Павлюткин И. В. Конструирование университета как организации / И. В. Павлюткин // Экономическая социология. Январь 2011. Том 12. № 1. С. 104-123.
Павлюткин И. В. Образовательные организации как открытые системы: детерминанты вузовских стратегий в трех организационных популяциях / И. В. Павлюткин. Препринт WP10/2006/04. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 44 с.
Погожина И. Н. Цифровое поведение и особенности мотивационной сферы интернет-пользователей: логико-категориальный анализ / И. Н. Погожина, А. И. Подольский, О. А. Идобаева, Т. А. Подольская // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 60-94.
Ридингс Б. Университет в руинах / Б. Ридингс; пер. с англ. А. М. Корбута; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. 304 с.
Рязанцев И. П. Университет: его ценности и традиции в воспоминаниях его преподавателей (на основании изучения образовательных биографий) / И. П. Рязанцев, М. А. Подлесная, И. И. Козлов // Вестник СПбГУ. 2014. Сер. 12. Вып. 4. С. 221-228.
Рязанцев И. П. Ценностные ориентации студенческой молодежи в вузах светской и религиозной направленности / И. П. Рязанцев, М. А. Подлесная, А. А. Петрова, И. И. Козлов, А. М. Пахарь // Вестник РУДН. Серия: Социология. Август 2016. Том 16. № 3. С. 559-575.
Рязанцев И. П. Традиции и ценности современного технического вуза / И. П. Рязанцев, В. В. Гридина // Социология. 2020. № 1. С. 186-196.
Савинков В. И. Национальный проект «Образование» и модернизация системы высшего образования / В. И. Савинков, Ф. Шереги // Вестник Института социологии. 2011. № 2. C. 8-34.
Сенашенко В. С. Образовательные гибриды в высшем образовании России / В. С. Сенашенко, А. А. Макарова // Высшее образование в России. 2018. Том 27. № 8-9. С. 24-42.
Степанцов П. Как «видят» университеты: от теории организаций к социальной топологии / П. Степанцов // Социология власти. 2012. № 4-5 (1) С. 77-95.
Стратегическая программа инновационного развития Тюменского государственного университета на период 2010-2020 гг. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2010. 40 с. URL: https://www.utmn.ru/upload/medialibrary/1f1/3357.pdf (дата обращения: 14.10.2021).
Тимиргазиева А. И. Особенности организации учебного процесса в советской высшей школе / А. И. Тимиргазиева // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 146-151.
Тюрина Ю. А. Деятельностный подход в социологии в исследовании отечественного образования / Ю. А. Тюрина // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Сер. 12. Вып. 3. С. 295-306.
Фурсова В. В. Компаративные исследования в социологии образования / В. В. Фурсова // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. 2009. Том 151. Кн. 5. Ч. 2. С. 72-83.
Фурсова В. В. Постмодернистские теории образования / В. В. Фурсова // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2010. Том 152. Кн. 5. С. 26-37.
Хагуров Т. Г. Высшее образование между служением и услугой / Т. Г. Хагуров // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 47-58.
Шаронова С. А. Качество образования и функции института образования / С. А. Шаронова // Экономика образования. 2007. С. 84-92.
Шаронова С. А. Социология образования / С. А. Шаронова. М.: ПСТГУ, 2011. 380 с.
Щенина О. Г. Инновационная деятельность вуза / О. Г. Щенина, В. Г. Ерыкова // Высшее образование для ХХI века: доклады и материалы VI Междунар. науч. конф. (19-21 ноября 2009 г.) / под ред. И. М. Ильинского. М.: МосГУ, 2009. Ч. 2. С. 66-72.
Щербина В. В. Вуз вне системы профессиональной подготовки специалистов как итог многолетних реформ российского высшего образования / В. В. Щербина, Е. П. Попова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Том 20. № 3. С. 622-635.
Щербина В. В. Вуз как специфический тип организации, его функции и взаимоотношения с внешним окружением / В. В. Щербина, Е. П. Попова // Научный результат. Социология и управление. 2019. Том 5. № 4. С. 184-199.
Экономика университета: институты и организации: сборник переводных статей с комментариями / отв. ред. М. Семёнова; перевод статей М. Панина, М. Юдкевич, К. Козлова, А. Панова, О. Худолий, И. Павлюткин, И. Тафинцев, Г. Андрущак. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 249 с.
Ballantine J. H. The Sociology of Education: A Systematic Analysis / J. H. Ballantine. Prentice Hall, 2001. 400 рp.
Forest E. Teaching traditions in physical education in France, Switzerland and Sweden: а special focus on official curricula for gymnastics and fitness training / E. Forest, B. Lenzen, M. Öhman // European Educational Research Journal. 2017. Vol. 17. Iss. 1. Рp. 71-90. DOI: 10.1177/1474904117708889 (дата обращения: 14.10.2021).
Kandell J. L. Comparative Education / J. L. Kandell. Boston, 1983. 280 рp.
Kluckhohn F. (Rockwood). Variations in Value Orientations / F. (Rockwood) Kluckhohn, F. L. Strodtbeck. Evanston, IL: Row, Peterson and Company, 1961. 437 рр.
Mei Weihui. Higher education for development: the role of university towns in China / Weihui Mei, L. Pe Symaco // Sage Open. 2021. Vol. 11. Iss. 3. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/21582440211046586 (дата обращения: 14.10.2021). DOI: 10.1177/21582440211046586
Rokeach M. The Nature of Human Values / M. Rokeach. N.Y.: Free Press, 1973. 438 рр.
Schwartz S. H. Cultural Value Orientations; Nature and Implications of National Differences / S. H. Schwartz // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2008. Vol. 5. No. 2. Pp. 37-67.
Schwartz S. H. Universals in content and structure of values: theoretical advances and empirical tests in 20 countries / S. H. Schwartz // Advances in Experimental Social Psychology / M. Zanna (ed.). N.Y.: Academic Press, 1992. Vol. 25. Рр. 1-65.
Schwartz S. H. Influences of adaptation to communist rule on value priorities in Eastern Europe / S. H. Schwartz, A. Bardi // Political Psychology. 1997. Vol. 18. No. 2. Рр. 385-410.
Sugrue C. University leaders’ talk about institutional missions and academic developers’ contributions / C. Sugrue, T. D. Solbrekke, A. Bergh, M. Sutphen, T. Fossland // European Educational Research Journal. 2019. Vol. 18. Iss. 6. Рp. 743-759. DOI: 10.1177/1474904119866520 (дата обращения: 14.10.2021).
Williams D. The Entrepreneurial University: evidence of the changing role of universities in Modern Russia / D. Williams, A. Kluev // Industry And Higher Education. 2014. Vol. 28. Iss. 4. Рp. 271-280. DOI: 10.5367/ihe.2014.0212 (дата обращения: 14.10.2021).