• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Тенденции взросления в России и за рубежом: общее и особенное

Выпуск:

2022. Том 6. № 1 (19)

Название: 
Тенденции взросления в России и за рубежом: общее и особенное


Для цитирования: Ядова М. А. Тенденции взросления в России и за рубежом: общее и особенное / М. А. Ядова // Siberian Socium. 2022. Том 6. № 1 (19). С. 8-17. DOI: 10.21684/2587-8484-2022-6-1-8-17

Об авторе:

Ядова Майя Андреевна, кандидат социологических наук, заведующая отделом социологии и социальной психологии, Институт научной информации по общественным наукам РАН (г. Москва, РФ); ORCID: 0000-0002-2988-1513; m.yadova@mail.ru

Аннотация:

Цель работы — проанализировать тенденции взросления и связанные с ними особенности жизненных траекторий молодежи России и зарубежных стран. В числе ключевых факторов, сопровождающих процесс взросления представителей поколений миллениалов и Z, выделяются: удлинение процесса обучения и обретения финансовой самостоятельности, расширение границ молодости, нелинейность и разнообразие маршрутов жизненного пути, определенная цикличность происходящих «личных» событий. Показано, что жизнь в условиях общества всеобщего риска и перманентной социальной нестабильности требует от молодежи выработки особых навыков, готовности к постоянным переменам и хороших адаптивных способностей. Также подчеркивается, что на модели взросления в XXI в. влияют социокультурные, экономические, политические особенности и традиции определенной страны или региона. Например, англосаксонская модель взросления предполагает стремление к раннему отделению от родителей, для стран с сильной системой социальной поддержки населения (Северная Европа), наоборот, характерно достаточно позднее взросление, в обществах со слабой государственной системой социального обеспечения или с сильными семейными традициями (страны Южной Европы, Латинской Америки, афро-азиатского региона) принято опираться на семейные ресурсы и поддержку близких; процесс транзита от юности к зрелости в развитых странах Азии носит своеобразный глокальный характер. Режим взросления в некоторых регионах (как правило, участвующих в вооруженных конфликтах) подчинен принципам выживания в экстремальных ситуациях. Для России характерны общеевропейские и локальные тренды взросления, так как жизненные траектории отечественной молодежи находятся под значительным влиянием региональных различий. Делается предположение о том, как пандемия COVID-19 повлияет на указанные тенденции.

Список литературы:

  1. Блоссфельд Х.-П. Исследование жизненных путей в социальных науках: темы, концепции, методы и проблемы / Х.-П. Блоссфельд, И. Хьюнинк // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Том 9. № 1. С. 15-44.

  2. Горшков М. К. Непрерывное образование в контексте модернизации / М. К. Горшков, Г. А. Ключарев. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. 232 с.

  3. Гурко Т. А. Теоретические подходы к изучению семьи / Т. А. Гурко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИС РАН, 2016. 210 с.

  4. Зудина А .А. «Не работают и не учатся»: молодежь NEET на рынке труда в России / А. А. Зудина // Мир России. 2019. Том 28. № 1. С. 140-160. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-1-140-160

  5. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: норма, отклонения, социализационная траектория / А. И. Ковалева // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 109-115.

  6. Митрофанова Е. С. Модели взросления разных поколений россиян / Е. С. Митрофанова // Демографическое обозрение. 2019. Том 6. № 4. C. 53-82. DOI: 10.17323/demreview.v6i4.10427

  7. Митрофанова Е. С. Переход во взрослую жизнь: сравнение Северного Кавказа с общероссийской картиной / Е. С. Митрофанова // The Journal of Social Policy Studies. 2019. Том 17. № 1. С. 133-141. DOI: 10.17323/727-0634-2019-17-1-133-141

  8. Поливанова К. Н. Практики развития: взросление в современном мире / К. Н. Поливанова // Материалы научно-экспертного семинара «Новое детство». PsyJournals.ru. 2012. URL: http://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56292_full.shtml (дата обращения: 20.12.2021).

  9. Радаев В. В. Миллениалы: как меняется российское общество / В. В. Радаев. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 224 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1985-1

  10. Торотоева А. М. Дауншифтинг как альтернативная модель успешности. (Обзор) / А. М. Торотоева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2020. № 2. С. 18-26. DOI: 10.31249/rsoc/2020.02.03

  11. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории молодежи: исследовательские концепты / Г. А. Чередниченко // Социологический журнал. 2013. № 3. С. 53-74.

  12. Ядова М. А. Образовательные и профессиональные стратегии постсоветской молодежи / М. А. Ядова // Россия и современный мир. 2017. № 2. С. 91-104. DOI: 10.31249/rsm/2017.02.06

  13. Balardini S. Сórdoba, «cordobazo» y después: Mutaciones del movimiento juvenil en Argentina (Cordoba, сordobazo and aftermath: Mutations of the youth movement in Argentina) / S. Balardini // Movimientos juveniles: De la globalización a la antiglobalización (Youth movements: From globalization to antiglobalization) / еd. por C. Feixa, J. R. Saura, C. Costa. Barcelona: Ariel, 2002. Pр. 37-58.

  14. Bauman Z. The Individualized Society / Z. Bauman. Cambridge, U.K.: Polity Press, 2001. 272 pp.

  15. Beck U. Risk Society: Towards a New Modernity / U. Beck. L.: Sage, 1992. 260 pp.

  16. Blofield M. Work, family and public policy changes in Latin America: equity, maternalism and co-responsibility / M. Blofield, J. F. Martínez // Cepal Review. 2014. No. 114. Pр. 101-117.

  17. Bolton R. N. Understanding Generation Y and their use of social media: a review and research agenda / R. N. Bolton, A. Parasuraman, A. Hoefnagels et al. // Journal of Service Management. 2013. Vol. 24. Nо. 3. Pр. 245-267.

  18. Bourdieu P. Le Sens pratique / P. Bourdieu. Paris: Minuit, 1980. 480 pp.

  19. Elder G. H. Jr. Perspectives on the Life Course. Life Course Dynamics / еd. by G. H. Elder Jr. Ithaca: Cornell University Press, 1985. 345 pp.

  20. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism / G. Esping-Andersen. Cambridge: Polity Press, 2015. 248 pp.

  21. Honwana A. The Time of Youth: Work, Social Change, and Politics in Africa Sterling / A. Honwana. VA: Kumarian Press, 2012. 241 pp.

  22. Iwilade A. Everyday agency and centred marginality: being “youth” in the oil-rich Niger Delta of Nigeria / A. Iwilade // Ateliers d’anthropologie. 2020. No. 47. URL: https://journals.openedition.org/ateliers/12277 (дата обращения: 20.12.2021).

  23. Lesthaeghe R. The Second Demographic Transition in Western Countries: An Interpretation / R. Lesthaeghe. Bruxelles: Vrije Universiteit, 1991. 53 pp.

  24. Mainiero L. A. The Opt-Out Revolt: Why People Are Leaving Companies to Create Kaleidoscope Careers / L. A. Mainiero, S. E. Sullivan. Mountain View (CA): Davies-Black, 2006. 400 pp.

  25. Martial A. Paternités сontemporaines et nouvelles trajectoires familiales / A. Martial // Ethnologie française. 2012. Vol. 42. No. 1. Pр. 105-116. DOI: ff10.3917/ethn.121.0105

  26. Ng E. S. W. New generation, great expectations: a field study of the Millennial generation / E. S. W. Ng, L. Schweitzer, S. T. Lyons // Journal of Business and Psychology. 2010. Vol. 25 (2). Pр. 281-292.

  27. Orgad Sh. The cruel optimism of «the good wife»: the fantastic working mother on the fantastical treadmill / Sh. Orgad // Television and New Media. 2017. Vol. 18. No. 2. Pр. 165-183. DOI: 10.1177/1527476416652483

  28. Oshima M. The transition from school to work: the role of job placement assistance provided by schools / M. Oshima // Social Science Japan Newsletter. 2012. No. 47. Pр. 22-25.

  29. Reguillo R. Memories of the future: the Mara: contingency and affiliation with excess / R. Reguillo // Young. 2012. Vol. 20. No. 4. Pр. 345-355. DOI: 10.1177/110330881202000403

  30. Sahlins M. What Kinship Is — and Is Not / M. Sahlins. Chicago: University of Chicago Press, 2013. 120 pp.

  31. Schor J. B. The Overspent American: Upscaling, Downshifting and the New Consumer / J. B. Schor. New York: Basic Books, 1998. 253 pp.

  32. Serracant P. The Impact of the Economic Crisis on Youth Trajectories: A Case Study from Southern Europe / P. Serracant // Young. 2015. Vol. 23. No. 1. Pр. 39-58. DOI: 10.1177/1103308814557398

  33. Smyth L. The disorganized family: institutions, practices and normativity / L. Smyth // The British Journal of Sociology. 2016. Sept. 14. Vol. 67. Iss. 4. Pр. 678-696. DOI: 10.1111/1468-4446.12217

  34. The Use of Children as Soldiers in Africa Report. 2018. Feb. 20. URL: https://web.archive.org/web/20180220092236/https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources... (дата обращения: 15.03.2020).

  35. Twenge J. M. Generation Me: Why Today’s Young Americans Are More Confident, Assertive, Entitled — and More Miserable Than Ever Before. Revised, Updated ed. / J. M. Twenge. New York: Atria Books, 2014. 400 pp.

  36. Walther A. Regimes of youth transitions: choice, flexibility and security in young people’s experiences across different European contexts / A. Walther // Young. 2006. Vol. 2. No. 14. Pр. 119-139. DOI: 10.1177/1103308806062737