• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Особенности участия университетов в трансформации системы высшего образования в России

Выпуск:

2022. Том 6. № 3 (21)

Название: 
Особенности участия университетов в трансформации системы высшего образования в России


Для цитирования: Апенько С. Н. Особенности участия университетов в трансформации системы высшего образования в России / С. Н. Апенько, Г. З. Ефимова, М. Ю. Семёнов // Siberian Socium. 2022. Том 6. № 3 (21). С. 76-91

Об авторах:

Апенько Светлана Николаевна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (г. Омск, РФ); apenkosn@omsu.ru
Ефимова Галина Зиновьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; g.z.efimova@utmn.ru

Семёнов Максим Юрьевич, ассистент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; m.y.semenov@utmn.ru

Аннотация:

Изменения в высшем образовании носят перманентный характер. Современные внешние обстоятельства определяют новые вызовы для системы высшего образования, преодоление которых возможно только при отлаженной работе всех субъектов. В данной статье внимание сфокусировано на университетах с позиции акторов трансформации системы высшего образования в России. Цель проведенного исследования — определение особенностей реализации проектов трансформации вузов, понимание представителями управленческого состава вузов стратегических целей и приоритетных задач университетов, выявление способов их достижения. В качестве эмпирической базы исследования были проанализированы данные, полученные в ходе проведения глубинных полуформализованных интервью с представителями трех российских региональных классических университетов. Сбор данных осуществлен в 2021 и 2022 гг. По результатам исследования определены имеющиеся разногласия в понимании трансформационных процессов в высшем образовании с точки зрения представителей административно-управленческого состава вузов. Помимо того, выявлены некоторые разночтения в отношении к стратегии и стратегическим целям развития университета. В ходе исследования изучены необходимые компетенции сотрудников, востребованные в соответствии со стоящими вызовами перед вузами (системность и гибкость мышления, непрерывное образование, готовность к саморазвитию). Определены важные новые роли и должностные позиции, необходимые современному университету. К ним можно отнести специалистов в сфере цифровизации университета, а также профессионалов по развитию и поддержанию позитивного бренда вуза. Материалы статьи могут быть полезны представителям административно-управленческого персонала, руководителям проектов и программ развития университетов, различным сотрудникам, участвующим в трансформационных проектах университета.

Список литературы:

  1. В РАНХиГС завершился модуль «Цифровое государство будущего» программы DPA // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2022. URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/v-rankhigs- zavershilsya-modul-tsifrovoe-gosudarstvo-budushchego-programmy-dpa/ (дата обращения: 10.09.2022).
  2. Дмитрий Чернышенко: Более 300 новых специальностей появится в российских вузах благодаря программе «Приоритет 2030» // Официальный портал «Приоритет 2030». 2021. 23 нояб. URL: https://priority2030.ru/news/dmitriy-chernyshenko-bolee-300 (дата обращения: 10.09.2022).
  3. Зборовский Г. Е. Нелинейность развития высшего образования: контуры концепции и возможные макрорегиональные практики / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина, П. А. Амбарова // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 34-44.
  4. Зборовский Г. Е. Социальные технологии управления переходом к нелинейной модели высшего образования в российском макрорегионе / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова // Социология образования. 2018. № 4. С. 4-17.
  5. Индикаторы цифровой экономики: 2020: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020. 360 с.
  6. Кокшаров В. А. Как меняется управление университетами в период пандемии / В. А. Кокшаров, Е. В. Загайнова // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Том 24. № 2. С. 6-14.
  7. Кудряшова, Е. В. Модели трансформации российских университетов: факторы выбора / Е. В. Кудряшова, С. Э. Сорокин // Философия образования. 2019. Том 19. № 3. С. 14-30.
  8. Ладыжец Н. С. Социально-образовательные аспекты форсмажорной актуализации теории и практики цифрового университета в условиях пандемии COVID-19 / Н. С. Ладыжец, Е. В. Неборский, М. В. Богуславский, Т. А. Наумова // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2020. Том 4. № 2. С. 125-131.
  9. Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 132 с.
  10. Проект Приказа Министерства науки и высшего образования РФ «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (подготовлен Минобрнауки России 12.05.2021). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56776893/ (дата обращения: 10.09.2022).
  11. Рогозин Д. М. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования / Д. М. Рогозин, О. Б. Солодовникова, А. А. Ипатова // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2022. № 1. С. 271-300.
  12. Сорокин С. Э. Российские университеты после пандемии: пути трансформации / С. Э. Сорокин // Logos et Praxis. 2021. Том 20. № 1. С. 23-30.
  13. Трансформация университетов: будущее за консорциумами и коллаборациями // Информационный портал «ЛибИнформ». 2020. 7 сент. URL: http://libinform.ru/read/articles/Transformatciya- universitetov-budushee-za-konsortciumami/ (дата обращения: 10.09.2022).
  14. Тульчинский, Г. Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе / Г. Л. Тульчинский // Философские науки. 2017. № 6. С. 121-136.
  15. Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе: монография / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, В. С. Каташинских, А. К. Клюев, А. А. Кузьминчук, С. В. Кульпин, М. В. Певная, Н. В. Шаброва, Е. А. Шуклина; под ред. Г. Е. Зборовского. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. 251 с.
  16. Цифровая трансформация высшего образования — вызов времени: аннотированный библиографический указатель / сост. Т. В. Блинова; под ред. С. А. Беляевой, С. В. Мусиной. Челябинск, 2021. 281 с. URL: http://library.csu.ru/media/files/docs/publications/cyber.pdf
  17. Benavides L. M. C. Digital transformation in higher education institutions: a systematic literature review / L. M. C. Benavides et al. // Sensors. 2020. Vol. 20. No. 11. P. 3291.
  18. García-Morales V. J. The transformation of higher education after the COVID disruption: emerging challenges in an online learning scenario / V. J. García-Morales, A. Garrido-Moreno, R. Martín-Rojas // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. P. 616059.
  19. Singh U. The transformation in Higher Education in Australia during the COVID-19 pandemic / U. Singh, C. S. Nair, R. Watson // Pandemic and Remote Teaching in Higher Education / H. Almeida, P. Fonseca, S. Gonclaves, C. Malca, F. Neves, C. D. Pereira, M. Veloso (eds.). CINEP, 2021. Pp. 37-62.
  20. Yang B. Turn crisis into opportunity in response to COVID-19: experience from a Chinese University and future prospects / B. Yang, C. Huang // Studies in Higher Education. 2021. Vol. 46. No. 1. Pp. 121-132.