• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере образования и молодежной политики (опыт Свердловской области)

Выпуск:

2022. Том 6. № 3 (21)

Название: 
Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере образования и молодежной политики (опыт Свердловской области)


Для цитирования: Певная М. В. Государственная регио­нальная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере образования и молодежной политики (опыт Свердловской области) / М. В. Певная, А. Н. Тарасова // Siberian Socium. 2022. Том 6. № 3 (21). С. 60-75

Об авторах:

Певная Мария Владимировна, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург, РФ) ORCID: 0000-0003-3591-1181; m.v.pevnaya@urfu.ru
Тарасова Анна Николаевна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург, РФ); eLibrary AuthorID, ORCID, Web of Science ResearcherID, Scopus AuthorID, a.n.tarasova@mail.ru

Аннотация:

Актуальность обусловлена расширением межсекторного взаимодействия и необходимостью со стороны государства корректировать меры поддержки общественных инициатив с учетом текущей ситуации и региональной специфики. Цель статьи — критически оценить практику государственного содействия СОНКО в сфере образования и молодежной политики Свердловской области, определив социальные эффекты успешного партнерства на примере практик, которые сегодня могут тиражироваться в образовании и воспитании социально ответственной молодежи. Проведен анализ нормативно-правовых документов, отчетов и аналитических записок, использован контент-анализ заявок конкурса субсидий Министерства образования и молодежной политики Свердловской области. Проблемное поле дополнено результатами экспертного опроса руководителей СОНКО, реализующих проекты в сфере образования и молодежной политики на территории Свердловской области, а также представителей педагогического сообщества, проявляющих профессиональный интерес к взаимодействию с СОНКО (n = 227, выборка целевая, 2021 г.). Результаты исследования доказывают, что социально значимые проекты СОНКО, получившие государственную региональную поддержку, действительно вносят вклад в достижение целей национального развития. При этом проекты некоммерческих организаций настолько вариативны, что, с одной стороны, позволяют реализовывать государственный идеологический курс, а с другой — развивать ценности личности, творческое начало, социальную зрелость и самостоятельность молодежи. Выявлены проблемы взаимодействия государства и некоммерческого сектора, которые сопряжены с компетентностью и информированностью всех взаимодействующих сторон. Обозначены реализуемые исполнительными государственными органами власти в сфере образования и молодежной политики Свердловской области меры, которые позволяют на практике решать данные трудности. Делается вывод, что взаимодействие государства и СОНКО в Свердловской области является конструктивно направленным процессом, реализуемым по модели сотрудничества. Постоянно развиваются подходы чиновников к сотрудничеству с СОНКО в сфере образования и молодежной политики, совершенствуется организационная структура, дорабатываются правила для взаимодействующих сторон.

Список литературы:

  1. Беневоленский В. Б. Государственная поддержка социально ориентированных НКО в свете зарубежного опыта / В. Б. Беневоленский, Е. О. Шмулевич // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3. С. 150-175.
  2. Государственная поддержка СО НКО в сфере образования и молодежной политики Свердловской области: официальный сайт. URL: https://nko.mcos-so.ru/ (дата обращения: 20.03.2022).
  3. Дзусова C. С. О некоторых аспектах финансирования некоммерческих организаций: отечественный и зарубежный опыт / C. С. Дзусова // Финансовая жизнь. 2018. № 1. С. 68-72.
  4. Доклад о деятельности и развитии СОНКО по результатам 2020 г., подготовленный во исполнение пункта 8 плана по реализации Федерального закона от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27 января 2011 г. № 87-р. С. 8. URL: http://www.nko.economy.gov.ru/Public/NewsPage/Details.html?id = 168 (дата обращения: 21.06.2022).
  5. Закон Свердловской области от 27 января 2012 г. № 4-ОЗ «О государственной поддержке некоммерческих организаций в Свердловской области».
  6. Корнеева И. Е. Онлайн-фандрайзинг в российских НКО: масштабы и влияющие факторы / И. Е. Корнеева, А. С. Брюхно // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 5 (153). С. 58-81. DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.04
  7. Кулькова В. Ю. Организация инфраструктурной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций сферы услуг в государственном управлении в РФ / В. Ю. Кулькова // Вопросы управления. 2019. № 2 (57). С. 58-65. DOI: 10.22394/2304-3369-2019-2-58-65
  8. Лубский А. В. Молодежная политика и гражданские практики в молодежной среде в современной России / А. В. Лубский, В. О. Вагина, Д. А. Мамина // Гуманитарий Юга России. 2019. Том 8. № 6. С. 171-187. DOI: 10.23683/2227-8656.2019.6.11
  9. Мерсиянова И. В. НКО как поставщики социальных услуг: верификация слабых сторон / И. В. Мерсиянова, В. Б. Беневоленский // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 2. C. 83-104.
  10. Молодежь о будущем России и о себе: вызовы настоящего и конструирование горизонтов будущего: монография / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2021. 372 c.
  11. О ежегодном докладе о деятельности и развитии СОНКО по результатам 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 27 января 2011 г. № 87-р (пункт 8 плана мероприятий), поручение Правительства РФ от 19 февраля 2013 г. № ОГ-П44-47 пр. С. 7. URL: http://www.nko.economy.gov.ru/Public/NewsPage/Details.html?id = 168 (дата обращения: 21.06.2022)
  12. Отроков О. О. Специфика деятельности некоммерческих организаций России в направлении политической социализации молодежи / О. О. Отроков // Власть. 2021. Том 29. № 2. С. 212-218. DOI: 10.31171/vlast.v29i2.8048
  13. Региональный рейтинг третьего сектора «Регион-НКО». Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню и качеству развития некоммерческого сектора. Результаты специального пилотного проекта общественной палаты Российской Федерации. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2020. С. 19. URL: https://files.oprf.ru/storage/documents/reyting-nko-2020-3.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
  14. Рудакова О. Ю. Совершенствование института развития некоммерческих организаций на региональном уровне / О. Ю. Рудакова // Вопросы управления. 2017. № 3 (46). С. 18-24.
  15. Система поддержки СОНКО // Сайт Министерства экономического развития РФ. URL: http://www.nko.economy.gov.ru/Public/NewsPage/Details.html?id = 107 (дата обращения: 15.03.2022).
  16. Смирнов В. А. Эффективность грантовой поддержки российских социально-ориентированных некоммерческих организаций (на примере Фонда президентских грантов) / В. А. Смирнов // Социологические исследования. 2020. № 9. С. 79-89. DOI: 10.31857/S013216250009619-3
  17. Старшинова А. В. Деятельность НКО в сфере социальных услуг: общественные ожидания и региональные практики / А. В. Старшинова, О. И. Бородкина // Журнал исследований социальной политики. 2020. Том 18. № 3. С. 411-428. DOI: 10.17323/727-0634-2020-18-3-411-428
  18. Урбан О. А. Социальные практики ресурсообеспечения в некоммерческом секторе ресурсного региона / О. А. Урбан, Н. В. Демчук // Регионология. 2022. Том 30. № 1. С. 103-128. DOI: 10.15507/2413-1407.118.030.202201.103-128
  19. Филиппова А. В. Финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в регионах России / А. В. Филиппова // Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 2. С. 61-86. DOI: 10.17323/1999-5431-2021-0-2-61-86
  20. Шаповалова И. С. Проблемы реализации государственной молодежной политики в рефлексии региональной молодежи / И. С. Шаповалова // Регионология. 2021. Том 29. № 4 (117). С. 902-932. DOI: 10.15507/2413-1407.117.029.202104.902-932
  21. Шаповалова И. С. Реализация государственной молодежной политики в России: региональный аспект / И. С. Шаповалова, Е. В. Маликова // Теория и практика общественного развития. 2018. № 6 (124). C. 22-26. DOI: 10.24158/tipor.2018.6.4
  22. Anheier H. K. Civil society organizations: in need of new regulatory models / H. K. Anheier, S. Toepler // Global Solutions Journal. 2018. Vol. 1. No. 3. Pp. 60-64.
  23. Hsu J. Y. J. Chinese non-governmental organizations and civil society: a review of the literature / J. Y. J. Hsu // Geography Compass. 2014. Vol. 8. No. 2. Рp. 98-110. DOI: 10.1111/gec3.12117
  24. Lohmeyer B. A. Youth and their workers: the interacting subjectification effects of neoliberal social policy and NGO practice frameworks / B. A. Lohmeyer // Journal of Youth Studies. 2017. Vol. 20. No. 10. Pp. 1263-1276. DOI: 10.1080/13676261.2017.1321109
  25. Micinski N. R. NGO frequent flyers: youth organisations and the undermining of reconciliation in Bosnia and Herzegovina / N. R. Micinski // Journal of Peacebuilding and Development. 2016. Vol. 11. No. 1. Рp. 99-104. DOI: 10.1080/15423166.2016.1143783
  26. Nitescu S.-E. Financial resources for NGOs / S.-E. Nitescu, C.-E. Mihai // Revista Economică. 2019. Vol. 71. No. 5. Pp. 86-103.
  27. Salamon L. M. The Resilient Sector / L. M. Salamon. Washington D. C.: Brookings Institution Press, 2003. 113 р.
  28. Sätre A.-M. Policy implementation and initiatives in Russia: a local perspective / A.-M. Sätre, L. Granberg // Laboratorium: Russian Review of Social Research. 2017. Vol. 9. No. 3. Рp. 70-81. DOI: 10.25285/2078-1938-2017-9-3-70-81
  29. Sätre A.-M. The adaptation of local civic organizations in Russia to change: a case study of NGOs with a focus on social problems / A.-M. Sätre, A. Varyzgina, L. Granberg // The Journal of Social Policy Studies. 2020. Vol. 18. No. 3. Pp. 509-522. DOI: 10.17323/727-0634-2020-18-3-509-522
  30. Silvan K. Youth policy practice in post-Soviet Russia and Belarus: past and present / K. Silvan // Mir Rossii. 2019. Vol. 28. No. 1. Pp. 161-171. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-1-161-171
  31. Skokova Yu. The non-profit sector in today’s Russia: between confrontationand co-optation / Yu. Skokova, U. Pape, I. Krasnopolskaya // Europe-Asia Studies. 2018. Vol. 70. No. 4. Рp. 531-563. DOI: 10.1080/09668136.2018.1447089
  32. Soldatkin A. Institutional changes in state authorities collaborating with NGOs / A. Soldatkin, M. Blackburn // The Journal of Social Policy Studies. 2020. Vol. 18. No. 3. Pp. 523-528. DOI: 10.17323/727-0634-2020-18-3-523-538
  33. Yabanci В. Work for the nation, obey the state, praise the ummah: Turkey’s government-oriented youth organizations in cultivating a new nation / В. Yabanci // Ethnopolitics. 2021. Vol. 20. No. 4. Рp. 467-499.
    DOI: 10.1080/17449057.2019.1676536