• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Социальный капитал региона: институциональные и социокультурные ресурсы развития человеческого капитала в Республиках Тыва и Хакасия

Выпуск:

2022. Том 6. № 2 (20)

Название: 
Социальный капитал региона: институциональные и социокультурные ресурсы развития человеческого капитала в Республиках Тыва и Хакасия


Для цитирования: Аксютин Ю. М. Социальный капитал региона: институциональные и социокультурные ресурсы развития человеческого капитала в Республиках Тыва и Хакасия / Ю. М. Аксютин // Siberian Socium. 2022. Том 6. № 2 (20). С. 54-64. DOI: 10.21684/2587-8484-2022-6-2-54-64

Об авторе:

Аксютин Юрий Михайлович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан); aksutum@mail.ru

Аннотация:

Социальный капитал, рассматриваемый в качестве ресурса человеческого и физического капитала, всё чаще позиционируется как один из наиболее значимых факторов развития современного социума, в особенности локального, регионального, стремящегося, ввиду объективных причин и ограничений, задействовать все имеющиеся ресурсы развития. Южно-Сибирские республики — Тува и Хакасия, всё еще демонстрирующие низкие показатели роста экономики и индекса человеческого развития, редко попадали в фокус исследовательского интереса в плане анализа особенностей и динамики функционирования социального капитала. В статье рассмотрены общие концептуальные подходы и частные методологические наработки отечественных и зарубежных авторов к анализу социального капитала. Основная цель исследования, заключающаяся в анализе особенностей функционирования компонентов регионального социального капитала Южно-Сибирских республик, достигается посредством объединения частных показателей (индекса капитала доверия, норм и ценностей, социальных сетей). В качестве эмпирической базы исследования привлекались агрегированные результаты осуществленных в 2013, 2016 и 2019 гг. массовых социологических опросов в Республиках Тыва и Хакасия по стандартизированной программе (выборочная совокупность: Хакасия — 520 чел., Тува — 290 чел.). Результаты проведенного исследования позволяют сделать обоснованный вывод, что наиболее сильный компонент социального капитала региона — капитал ценностей и норм, явившийся следствием формирования устойчивой системы норм толерантности и универсальной морали, стабильной комплементарности межэтнокультурных отношений. Пространством риска с низкими индексами развития открытого социального капитала остаются процессы актуализации альтернативных национальной идентичностей, сохранения напряженности межэтнических отношений, снижения доверия и удовлетворенности деятельностью властей и сохранения преимущественно конформистской модели общественно-политического поведения жителей региона. Приоритетом деятельности федеральных и региональных властей, а также институтов гражданского общества и органов местного самоуправления должно стать повышение уровня доверия к ним жителей региона.

Список литературы:

1. Аксютин Ю. М. Социологическое исследование (2013 г.) в рамках ФЦП по теме: «Надэтническая идентичность: анализ состояния и оценка потенциала оптимизации региональной модели межкультурного взаимодействия» (соглашение: 14.B37.21.0511), выборочная совокупность Тыва — 290, Хакасия — 520, Алтай — 190: приложение к отчету; рукопись / Ю. М. Аксютин. Абакан, 2013.

2. Аксютин Ю. М. Социологическое исследование (2019 г.) в рамах реализации договора № 457 от 14.08.2019 по теме: «Тува в условиях современных трансформаций: моделирование институциональных и социокультурных процессов в Республике Тыва (сер. 1990-х — 2019 гг.)»: приложение к отчету; рукопись / Ю. М. Аксютин. Абакан, 2019.

3. Аксютин Ю. М. Социологическое исследование (2019 г.) в рамах гранта РФФИ и Правительства Республики Хакасия (Договор № 18-411-190002) по теме: «Хакасия в условиях современных трансформаций: социологическое исследование и моделирование институциональных и социокультурных процессов в Республике Хакасия (сер. 1990-х — 2018 гг.)»: приложение к отчету; рукопись / Ю. М. Аксютин. Абакан, 2019.

4. Асеева Т. А. Идентификация жителей Республики Алтай: от этнической к гражданской идентичности / Т. А. Асеева // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Том 12. № 1. С. 207-213. DOI: 10.12737/24793

5. Бурдьё П. Формы капитала / П. Бурдьё // Экономическая социология. 2002. Том 3. № 5. С. 60-74.

6. Бурко В. А. О некоторых подходах к операционализации показателя «социальный капитал» (методические указания по разработке шкалы социальный капитал) / В. А. Бурко // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2018. Том 1. С. 43-50.

7. Коробейников А. М. Особенности социального капитала в регионах России / А. М. Коробейников // Россия и ее регионы в полимасштабных интеграционно-дезинтеграционных процессах. Пермь: Изд-во Пермского государственного национального исследовательского университета, 2017. С. 236-241.

8. Кочина Е. А. Гражданская идентичность и политическая активность современной молодежи в региональном измерении на примере Южной Сибири / Е. А. Кочина // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2018. № 4 (69). С. 62-67.

9. Немировский В. Г. Социальная структура и социальный капитал населения Красноярского края / В. Г. Немировский, А. В. Немировская. Красноярск: Сибирский фед. ун-т, 2011. 159 с.

10. Полищук Л. Социальный капитал в России: измерение, анализ, оценка влияния / Л. Полищук // Город- ское управление. 2011. № 6 (179). С. 83-90.

11. Рогач О. В. Социальный капитал: новые возможности развития местных сообществ / О. В. Рогач // Социодинамика. 2019. № 9. С. 25-39. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.9.30550

12. Сытых О. Л. Социальный капитал в полиэтническом обществе: представление, понятие и явление / О. Л. Сытых, Л. К. Синцова // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2019. Том 2. № 8. С. 121-129.

13. Фукуяма Ф. Социальный капитал / Ф. Фукуяма // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / под ред. Л. Харрисона и С. Хангтингтона. M.: Московская школа политических исследований, 2002. С. 129-149.

14. Bayer Jo. B., Penny T., Ellison N. B. 2020. “Social media elements, ecologies, and effects”. Annual Review of Psychology, vol. 71, pp. 471-497. DOI: 10.1146/annurev-psych-010419-050944

15. De Filippis J. 2001. “The myth of social capital in community development”. Housing Policy Debate, vol. 12, no. 4. pp. 781-806. DOI: 10.1080/10511482.2001.9521429

16. Gordon B. S., Yoshida M., Nakazawa M., Bass J. R. 2021. “The role of pride feelings in the team and fan community identification processes: an empirical examination in professional sport”. Corporate Reputation Review, no. 24 (2), pp. 76-94. DOI:10.1057/s41299-019-00092-y

17. Grootaert C., van Bastelaer T. 2001. Understanding and measuring social Capital: a synthesis of findings and recommendations from the social capital initiative. The World Bank. Social Capital Initiative Working Paper no. 24. https://www.casede.org/CapitalSocial/World_Bank_Understanding_social%20capital.pdf

18. Hanka M. J., Engbers T. A. 2017. “Social capital and economic development: a neighborhood perspective”. Journal of Public and Nonprofit Affairs, no. 3 (3), pp. 272-291. DOI: 10.20899/jpna.3.3.272-291

19. Hofstra B., Corten R., van Tubergen F., Ellison N. 2017. “Sources of segregation in social networks: a novel approach using facebook”. American Sociological Review, no. 82 (3), pp. 625-656. DOI: 10.1177/0003122417705656

20. Jackson M. O. 2020 “A typology of social capital and associated network measures”. Social Choice and Welfare, no. 54, pp. 311-336. DOI: 10.1007/s00355-019-01189-3

21. Meek S., Ogilvie M., Lambert C., Ryan M. M. 2019. “Contextualising social capital in online brand communities”. Journal of Brand Management, vol. 26, no. 4, pp. 426-444. DOI: 10.1057/s41262-018-00145-3

22. Nugrahani T., Suharni S., Saptatiningsih R. 2019. “Potential of social capital and community participation in village development”. JEJAK: Jurnal Ekonomi dan Kebijakan, no. 12 (1), pp. 68-85. DOI: 10.15294/jejak.v12i1.18825

23. Pitlik H., Rode M. 2017. “Individualistic values, institutional trust, and interventionist attitudes”. Journal of Institutional Economics, vol. 13, no. 3. pp. 575-598. DOI: 10.1017/S1744137416000564

24. Pitlik H., Rode M. 2021. “Radical distrust: are economic policy attitudes tempered by social trust?” Social Indicators Research, no. 158 (3). pp. 1-22. DOI: 10.1007/s11205-020-02317-8

25. Putnam R. D. 2000. Bowling alone: The Collapse and Revival of American Community. New-York: Simon and Schuster. 541 pp.

26. Rustiadi E., Ahmadriswan N. 2017. “Can social capital investment reduce poverty in rural Indonesia?” International Journal of Economics and Financial Issues, no. 7 (2), pp. 109-117.

27. Sanchez-Ruiz P., Daspit J. J., Holt D. T., Rutherford M. W. 2019. “Family social capital in the family firm: a taxonomic classification, relationships with outcomes, and directions for advancement”. Family Business Review, vol. 32, no. 2, pp. 131-153. DOI: 10.1177/0894486519836833

28. Williams N., Krasniqi B. A. 2018. “Coming out of conflict: How migrant entrepreneurs utilise human and social capital”. Journal of International Entrepreneurship, no. 16, pp. 301-323. DOI: 10.1007/s10843-017-0221-4

29. Yoshida M., Gordon B., James J. 2021. “Social capital and consumer happiness: toward an alternative explanation of consumer-brand identification”. Journal of Brand Management, no. 28, pp. 481-494. DOI: 10.1057/s41262-021-00240-y