• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Популярная песня в социокультурном пространстве современной России: трансформация смыслов (по материалам контент-анализа)

Выпуск:

2022. Том 6. № 2 (20)

Название: 
Популярная песня в социокультурном пространстве современной России: трансформация смыслов (по материалам контент-анализа)


Для цитирования: Каргаполова Е. В. Популярная песня в социокультурном пространстве современной России: трансформация смыслов (по материалам контент-анализа) / Е. В. Каргаполова, С. А. Малкова, Я. И. Вершкова, О. С. Глинко // Siberian Socium. 2022. Том 6. № 2 (20). С. 42-53. DOI: 10.21684/2587-8484-2022-6-2-42-53

Об авторах:

Каргаполова Екатерина Владимировна, доктор социологических наук, профессор кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (г. Москва, РФ); ORCID: 0000-0002-2892-3953; Web of Science ReseacherID: O-6734-2017; K474671@list.ru

Малкова Софья Алексеевна, студентка бакалавриата, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (г. Москва); malkova.sof@yandex.ru
Вершкова Яна Ивановна, студентка бакалавриата, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (г. Москва); vershkova.yanac@gmail.ru
Глинко Оксана Сергеевна, студентка бакалавриата, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (г. Москва); oks.glinko@gmail.com

Аннотация:

Популярная музыка — один из инструментов влияния на массы. Поэтому важно отслеживать направленность перемен в идеях, транслируемых в популярных песнях. Актуальность темы связана с включением России в глобальные процессы, когда межкультурная интеграция становится одним из факторов трансформации социокультурного пространства под влиянием новых правил и закономерностей музыкальной жизни. Целью данного исследования является анализ изменений смыслов популярных песен современной России. Новизна исследования заключается в следующем. На основе контент-анализа показаны общие тенденции трансформации смыслов популярных песен России с 1990 по 2021 г. Выявлен рост прослушиваний популярных песен и комментариев к ним, что свидетельствует о масштабировании воздействия на аудиторию, особенно на представителей молодого поколения. Зафиксировано снижение среднего возраста исполнителей. Определено, что основной темой песен является тема любви, которая зачастую представлена в трагичном или вульгарном контексте. Общественно-значимые позитивные темы (патриотизм, политика, детство, молодость, семья) встречаются фрагментарно либо в единичных случаях. Выявлен рост количества строк песен при неизменном количестве слов с 2001 г. при падении доли раскрытия темы песен, что свидетельствует о разрушении речевой и общекультурной нормы, стремлении исполнителей к «хайпу», росту популярности, коммерческой выгоде, а не к передаче смысла текста песни. Показана специфика песенного жанра в России по трем периодам — 1990-2000 гг., 2001-2010 гг. и 2011-2021 гг. «Ревущие», тяжелороковые девяностые годы с ощущением слома общественной системы, привычных личных отношений и социальных связей сменяются попсовыми «нулевыми» с ожиданиями позитивных перемен, свободы. Период с 2011 г. характеризуется бо́льшим разнообразием стилевых направлений и не просто значительной банальностью, заурядностью текста, но также воспеванием и оправданием девиантного поведения, преобладанием пессимистического и сексуализированного настроя, агрессии, переходящей в оскорбление. Это приводит к тому, что песня как общественное пение, объединяющее и возвышающее людей, становится дисфункциональной, деструктивной, разрушающей личность (особенно формирующуюся), социальные связи, общественную систему, социокультурное пространство страны как пространство норм и правил. Направление дальнейших исследований связано с разработкой методических рекомендаций по критериям цензурирования музыкального пространства с целью восстановления речевой нормы и традиционной для России системы ценностей.

Список литературы:

1. Абанина Е. А. Лексические средства формирования структуры патриотической песни (на материале русских и французских песен) / Е. А Абанина, А. А. Пащенко // Проблемы лингвистики, методики обучения иностранным языкам и литературоведения в свете межкультурной коммуникации. Материалы I Международной научно-практической интернет-конференции. 2016. № 1. С. 8-12.

2. Алкон Е. М. Антропология музыки и ладовые архетипы (к проблеме освоения универсалий музыкального языка) / Е. М. Алкон // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2018. № 3 (23). С. 101-119.

3. Богданов А. В. Контент-анализ содержания современных музыкальных хитов / А. В. Богданов // Статьи Красноярской государственной академии музыки и театра. 2016. № 1. С. 1-4.

4. Вострякова Н. А. Основные принципы работы с песней в процессе обучения русскому языку как иностранному / Н. А. Вострякова // Вопросы филологии. 2012. № 2 (41). С. 99-105.

5. Горкальцева Е. Н. Развитие когнитивно-коммуникативных умений студентов технических вузов через англоязычные песни / Е. Н. Горкальцева, В. М. Ростовцева // Язык и культура. 2017. № 37. С. 135-152.

6. Журкова Д. А. Что показывает песня? Популярная музыка на советском телевидении. Часть 1. 1960- 1970-е годы / Д. А. Журкова // Обсерватория культуры. 2015. № 3. С. 122-134.

7. Журкова Д. А. Что показывает песня? Популярная музыка на советском телевидении. Часть 2. 1980-е годы / Д. А. Журкова // Обсерватория культуры. 2015. № 3. С. 135-141.

8. Ильичёва О. С. Трансформации отечественной песенной культуры в 90-е годы XX века (региональный аспект) / О. С. Ильичёва, Е. В. Комиссарова, Г. П. Кибасова // Проблемы музыкальной науки. 2020. № 1 (38). С. 171-176.

9. Кострюкова О. С. Текст современной популярной лирической песни в когнитивном, коммуникативном и стилистическом аспектах: автореф. дисс. … канд. филол. наук / О. С. Кострюкова. М., 2007. 24 с.

10. Курашов В. И. История и принципы философии музыки: от слова к музыке и от музыки к слову / В. И. Курашов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 1. С. 83-109.

11. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев // Самое-само: Сочинения. 1999. № 21. С. 700-730.

12. Мельникова А. Ю. Хайп как новый способ презентации молодежи в виртуальной среде / А. Ю. Мельникова // Культурная жизнь Юга России. 2017. № 4 (67). С. 78-81.

13. Михайлова А. И. Жанровые характеристики современной популярной песни / А. И. Михайлова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 4 (17). С. 61-65.

14. Пашинян И. А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения / И. А. Пашинян // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. № 3. С. 13-18.

15. Пермякова Т. Н. Анализ семантических трансформаций прецедентных имен-антропонимов в японском песенном дискурсе / Т. Н. Пермякова, А. А. Буракова // Современное педагогическое образование. 2020. № 7. С. 130-136.

16. Розин В. От анализа художественных произведений к уяснению сущности искусства / В. Розин. М.: Голос, 2022. 282 с.

17. Шевчик А. В. Жанровая специфика текста как средство речевого воздействия в материалах экстремистской направленности / А. В. Шевчик // Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: достижения, перспективы, инновации. Материалы Международной научно-практической конференции / науч. ред. И. В. Пекарская; отв. ред. О. А. Вольф. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2020. С. 124-126.

18. Юй Т. Китайская популярная музыка: истоки и основания / Т. Юй // Университетский научный журнал. 2021. № 61. С. 100-106.

19. Borčak L. W., Baunvig K. F. 2021. “Medial conditions for social bonding in singing”. International Review of the Aesthetics and Sociology of Music, vol. 52, no. 2, pp. 391-416. https://www.jstor.org/stable/48640868

20. Kutschke B. 2015. “Protest music, urban contexts and global perspectives”. International Review of the Aesthetics and Sociology of Music, vol. 46, no. 2, pp. 321-354. https://www.jstor.org/stable/43685246

21. Manyakin V. I. 2019. “Peculiarities of development of musical culture of the xx century and processes of globalization”. Science and World, no. 4-2 (68), pp. 74-77.

22. Okoro C., Ofuani S. 2020. “The social responsibility and aesthetic efficacy of abigbo music”. International Review of the Aesthetics and Sociology of Music, vol. 51, no. 2, pp. 275-300. https://www.jstor.org/ stable/26959873

23. Pintilie-Romanenco C. 2018. “New life of an old song: Romanian folklore in contemporary popular music”. Ideological Foundations of the Culture of Modern Russia. Collection of Scientific Papers of the 9th International Scientific and Practical Conference, pp. 160-164. Magnitogorsk: Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov.

24. Reuter A. 2021. “Who let the DAWs out? The digital in a new generation of the digital audio workstation”. Popular Music and Society, no. 2, pp. 113-128.

25. Kotarba J. A., Merrill B., Williams P. J., Vannini P. (eds.). 2017. Understanding Society through Popular Music. New York: Routledge.