• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Ресурсы неформального образования для «профессий будущего»

Выпуск:

2021. Том 5. № 4 (18)

Название: 
Ресурсы неформального образования для «профессий будущего»


Для цитирования: Кичерова М. Н. Ресурсы неформального образования для «профессий будущего» / М. Н. Кичерова, Е. В. Зюбан, Г. З. Ефимова. Е. О. Муслимова // Siberian Socium. 2021. Том 5. № 4 (18). С. 75-95. DOI: 10.21684/2587-8484-2021-5-4-75-95

Об авторах:

Кичерова Марина Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; m.n.kicherova@utmn.ru

Зюбан Евгений Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, учета, анализа и аудита, Тюменский государственный университет; e.v.zyuban@utmn.ru

Ефимова Галина Зиновьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; g.z.efimova@utmn.ru

Муслимова Екатерина Олеговна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и мировой политики, Тюменский государственный университет; e.o.muslimova@utmn.ru

Аннотация:

В статье раскрываются возможности и ограничения неформального образования для освоения профессий будущего. Авторы отмечают, что переход к высокотехнологичной экономике сопровождается стремительным развитием новых сфер труда и новых профессий. Растет потребность в постоянном обновлении знаний и навыков, на рынке труда снижается значение формальных дипломов (инфляция креденциализма), и все больше возрастает роль неформального образования. Цель представленного в статье исследования — выявить перспективные направления профессиональной деятельности в высокотехнологичной экономике и потенциал неформального образования для освоения профессий будущего. Авторами проведен качественный контент-анализ сайтов по поиску работы, иллюстрирующий показатели спроса на профессии будущего в разных странах, ключевые компетенции, необходимые для данных профессий, ресурсы формального и неформального образования для их освоения. Реализовано эмпирическое исследование с использованием метода анкетирования (N = 1 388, возраст респондентов от 18 до 80 лет, анализ данных с применением SPSS), проведенное в России, раскрывающее вовлеченность в неформальное образование. Новизна исследования в том, что показана роль неформального образования, которое преобладает при освоении профессий будущего: абсолютное большинство респондентов (85%) используют неформальное образование для переквалификации, получения знаний в смежных областях. По результатам исследования установлено, что спектр востребованных профессий будущего отражает неравномерность постиндустриального перехода в разных странах, для опережающей профессиональной подготовки в российском контексте возрастает роль неформального образования, как элемента life-long learning. Авторы делают вывод, что рынок труда, где представлены профессии будущего, не будет характеризоваться креденциализмом, для их освоения станет доминировать индивидуальная образовательная траектория на основе неформального образования.

Список литературы:

  1. Абрамов Р. Н. Социология профессий и занятий: история становления и основные идеи: автореферат дис. … д. соц. наук / Р. Н. Абрамов. Москва. 2018. 56 с.

  2. Неформальное образование // Сайт Агентства стратегических инициатив. 2020. URL: https://asi.ru/leaders/initiatives/education_leaders/future_skills/ (дата обращения: 09.11.2021).

  3. Andrews J. Graduate employability, “soft skills” versus “hard” business knowledge: a European study / J. Andrews, H. Higson // Higher Education in Europe. 2008. Vol. 33. No. 4. Pp. 411-422. DOI: 10.1080/03797720802522627

  4. Atlas of Emerging Jobs. 2015. Dmitry Peskov, interview for ASI: Companies will not be able to grow a university within themselves. http://atlas100.ru/about/smi/dmitriy-peskov-asi-kompanii-ne-smogut-vyrastit-vuz-vnutri-sebya/

  5. Bresman H. A survey of 19 countries shows how generations X, Y, and Z are — and aren’t — different / H. Bresman, V. D. Rao // Harvard Business Review. 2017. URL: https://hbr.org/2017/08/a-survey-of-19-countries-shows-how-generations-x-y-and-z-are-and-arent-diffe... (дата обращения: 09.11.2021).

  6. Brown D. K. Degrees of Control: A Sociology of Educational Expansion and Occupational Credentialism / D. K. Brown. New York: Teachers College Press. 1995. 220 pp.

  7. Buus Madsen T. The 5 most important soft skills of the future / T. Buus Madsen // ELearning. 2019. September 13. URL: https://elearningindustry.com/important-soft-skills-future (дата обращения: 09.11.2021).

  8. Careers of the future: 5 emerging jobs in Malaysia // Career Advisor Sdn Bhd. URL: https://careeradvisor.asia/careers-of-the-future-5-emerging-jobs-in-malaysia/ (дата обращения: 09.11.2021).

  9. More jobs of the future: A guide to getting and staying employed through 2029 // Cognizant’s Center for the Future of Work. 2018. URL: https://www.cognizant.com/whitepapers/21-more-jobs-of-the-future-a-guide-to-getting-and-staying-empl... (дата обращения: 09.11.2021).

  10. A Memorandum on Lifelong Learning // Commission of the European Communities. 2000. URL: https://uil.unesco.org/i/doc/lifelong-learning/policies/european-communities-a-memorandum-on-lifelon... (дата обращения: 09.11.2021).

  11. Delisle M. Skills of the Future for a High-Performing Workforce: Evidence from Research / M. Delisle. URL: https://www.researchgate.net/publication/333118242_Skills_of_the_Future_for_a_High-Performing_Workfo... (дата обращения: 09.11.2021).

  12. Giddens A. New Rules of Sociological Method: A Positive Critique of Interpretive Sociologies / A. Giddens. New York: Basic Books. 192 pp.

  13. Профессии будущего, к которым стоит присмотреться подросткам // Сайт поиска вакансий HeadHunter. 2019. URL: https://hh.ru/article/25673 (дата обращения: 09.11.2021).

  14. Which are the professions of the future? // Iberdrola. URL: https://www.iberdrola.com/talent/professions-future (дата обращения: 09.11.2021).

  15. Designing a Career in Biomedical Engineering // IEEE. 2015. 18 pp. URL: https://www.embs.org/wp-content/uploads/2016/01/EMB-CareerGuide.pdf (дата обращения: 09.11.2021).

  16. Илакавичус М. Р. Неформальные образовательные практики и развитие образования взрослых / М. Р. Илакавичус // European Social Science Journal. 2016. №. 4. С. 296-300.

  17. Jobs would be personalized and custom-made in future // India Employer Forum. 2019. URL: https://indiaemployerforum.org/2019/08/05/jobs-would-be-personalized-and-custom-made-in-future/ (дата обращения: 09.11.2021).

  18. Anticipating and matching skills and jobs // International Labour Organization. Geneva: Skills and Employability Branch, Employment Policy Department, International Labour Office, 2015. 16 pp. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/---ifp_skills/documents/publication/wcms_534307.p... (дата обращения: 09.11.2021).

  19. International Standard Classification of Education // ISCED-2011. Montreal: UNESCO Institute for Statistics, 2012. 88 pp. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/international-standard-classification-of-educati... (дата обращения: 09.11.2021).

  20. Learning for the jobs of the future // OECD. 2019. URL: https://www.oecd.org/skills/learning-jobs-future.pdf (дата обращения: 09.11.2021).

  21. Irvine A. K. Preparing Employees for the Future: Challenges for Learning Organizations Today / A. K. Irvine, S. Morris. Salt Lake City, UT: Instructure. 6 p. URL: https://www.voced.edu.au/content/ngv%3A73240 (дата обращения: 09.11.2021).

  22. Jobs in 2025: What to expect and what you should do to survive — Infographic // JobStreet. 2017. URL: https://www.jobstreet.com.sg/career-resources/jobs-2025-expect-survive/#.Xyks2lUzbIV (дата обращения: 09.11.2021).

  23. Каку М. Бесполезные посреднические профессии отомрут / М. Каку // РБК. 2017. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2017/10/20/59e733299a7947545d948ae2 (дата обращения: 09.11.2021).

  24. Капелюшников Р.И. Технологический прогресс — пожиратель рабочих мест? / Р. И. Капелюшников // Вопросы экономики. 2017. № 11. С. 111-140. DOI: 10.32609/0042-8736-2017-11-111-140

  25. Lippman L. H. Workforce Connections: Key “Soft Skills” that Foster Youth Workforce Success: Toward a Consensus across Fields / L. H. Lippman, R. Ryberg, R. Carney, K. A. Moore. Bethesda, Maryland: Child Trends, 2015. 56 p. URL: https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/1865/KeySoftSkills.pdf (дата обращения: 09.11.2021).

  26. Professionalizing the Nation’s Cybersecurity Workforce? Criteria for Decision-Making // National Research Council. 2013. 66 p. DOI: 10.17226/18446

  27. Phillpott S. The 11 best jobs for the future / S. Phillpott. Dublin: CareerAddict. 2017. URL: https://www.careeraddict.com/future-jobs (дата обращения: 09.11.2021).

  28. Rainie L. The Future of Jobs and Jobs Training / L. Rainie, J. Anderson. Washington, DC: Pew Research Center, 2017. URL: https://www.pewresearch.org/internet/2017/05/03/the-future-of-jobs-and-jobs-training/ (дата обращения: 09.11.2021).

  29. Rasmussen J. Skills, rules, and knowledge; signals, signs, and symbols, and other distinctions in human performance models / J. Rasmussen // IEEE Transactions on Systems, Man, & Cybernetics. 1983. Vol. SMC-13. No. 3. Pp. 257–266. DOI: 10.1109/TSMC.1983.6313160

  30. Садовая Е. С. Формирование новой социальной реальности: технологические вызовы / Е. С. Садовая, В. А. Сауткина, А. Р. Зенков. М.: ИМЭМО РАН, 2019. 190 с.

  31. 7 best careers for the future // Salary.com. URL: https://www.salary.com/articles/7-careers-for-the-future/ (дата обращения: 09.11.2021).

  32. What jobs will be in demand in the future? // SEEK. URL: https://www.seek.com.au/career-advice/article/what-jobs-will-be-in-demand-in-the-future?campaigncode... (дата обращения: 09.11.2021).

  33. Sparks D. A New Vision for Staff Development / D. Sparks, S. Hirsh. Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 1997. 115 pp.

  34. Россия 2025: от кадров к талантам // The Boston Consulting Group. Moscow: The Boston Consulting Group, 2017. 72 pp.

  35. The World Development Report (WDR) 2019: The Changing Nature of Work // The World Bank. Washington, DC: World Bank, 2019. 151 pp. DOI: 10.1596/978-1-4648-1328-3

  36. Tholen G. Graduate Work: Skills, Credentials, Careers, and Labour Markets / G. Tholen. Oxford: Oxford University Press, 2017. 231 pp.

  37. Education, The Future of the Labour Market and Youth Skills. A Policy Paper for the G20 // Varkey Foundation. 2018. URL: https://www.varkeyfoundation.org/media/4665/education-the-future-of-labour-market-youth-skills-v2.pd... (дата обращения: 09.11.2021).

  38. Vitkauskaite Bernard J. Potential and perspective of non-formal education for the future of the younger generation / J. Vitkauskaite Bernard // The Baltic Times. 2013. 29 ноября. URL: https://www.baltictimes.com/news/articles/33874/ (дата обращения: 09.11.2021).

  39. Professions of the future // Work Study in Turkey. URL: https://www.workstudyinturkey.com/professions-of-the-future/ (дата обращения: 09.11.2021).

  40. Yeatts D. E. High-Performing Self-Managed Work. Teams: A Comparison to Theory and. Practice / D. E. Yeatts, Cl. Hyten. Thousand Oaks, CA: Sage, 1998. 382 pp.

  41. Зенков А. Р. Образование в условиях пандемии: что показывает кризис? / А. Р. Зенков // ИМЭМО РАН. 2020. URL: https://www.imemo.ru/news/events/text/obrazovanie-v-usloviyah-pandemii-chto-pokazivaet-krizis (дата обращения: 09.11.2021).