• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Функции и особенности наставничества при первичной трудовой адаптации персонала уголовно-исполнительной системы

Выпуск:

2021. Том 5. № 4 (18)

Название: 
Функции и особенности наставничества при первичной трудовой адаптации персонала уголовно-исполнительной системы


Для цитирования: Апахова В. А. Функции и особенности наставничества при первичной трудовой адаптации персонала уголовно-исполнительной системы / В. А. Апахова, А. С. Ваторопин // Siberian Socium. 2021. Том 5. № 4 (18). С. 63-74. DOI: 10.21684/2587-8484-2021-5-4-63-74

Об авторах:

Апахова Валентина Максимовна, ассистент кафедры теории и социологии управления, Уральский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (г. Екатеринбург, РФ); ORCID: 0000-0002-5299-1227; apakhova-vm@ranepa.ru

Ваторопин Александр Сергеевич, доктор социологических наук, заведующий кафедрой теории и социологии управления, Уральский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (г. Екатеринбург, РФ); ORCID: 0000-0002-7632-5165; vatoropin-as@ranepa.ru

Аннотация:

В статье анализируется состояние системы наставничества при первичной трудовой адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы. Наставничество является основополагающей методикой работы с адаптантом для включения его в деятельность закрытой профессиональной группы. Однако в настоящее время наставничество в учреждениях уголовно-исполнительной системы хотя и применяется, но зачастую носит формальный характер. Это не позволяет использовать весь потенциал наставничества для пополнения закрытой профессиональной группы качественными трудовыми ресурсами. Адаптант должен внедряться в профессиональные связи не только на формальном, но и неформальном уровне, так как неформальные коммуникации играют важнейшую роль при принятии закрытой профессиональной группой нового члена. Целью статьи является выявление основных особенностей наставничества, его функций, которые позволяют достигать кадровых, стратегических и социальных результатов функционирования уголовно-исполнительной системы. Для достижения поставленной цели было проведено экспертное интервью со старшим начальствующим составом исправительных учреждений, которое позволило выявить практические аспекты реализации трудовой адаптации новых сотрудников с использованием института наставничества. Современный институт наставничества отражается в функциях трудовой адаптации, которые реализует наставник посредством взаимодействия с адаптантом. Эффективность исполнения функций трудовой адаптации определяется не только достижением новым сотрудником высоких показателей трудовой деятельности, но и выстраиванием эффективных процессов коммуникации с трудовым коллективом, а также с группой спецконтингента. Результатом исследования является понимание особенностей эффективной системы наставничества для закрытой профессиональной группы сотрудников уголовно-исполнительной системы и возможных путей его совершенствования.

Список литературы:

  1. Аксенова А. В. Результаты исследования субъективных показателей адаптации молодых сотрудников — выпускников образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России / А. В. Аксенова, Е. В. Павлова // NB: Административное право и практика администрирования. 2017. № 1. С. 41-46. DOI: 10.7256/2306-9945.2017.1.20878

  2. Анфиногенов В. А. Отдельные аспекты социальной адаптации молодых сотрудников на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы / В. А. Анфиногенов // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2018. № 4. С. 306-308.

  3. Брыков Д. А. Роль руководителей и кадровых аппаратов в комплектовании и социально-психологической адаптации кадров уголовно-исполнительной системы / Д. А. Брыков, А. Ю. Долинин, А. В. Паршков // Прикладная юридическая психология. 2020. № 3 (52). С. 106-110. DOI: 10.33463/2072-8336.2020.3(52).106-110.

  4. Долинин А. Ю. Проблемы применения методов управления в работе с кадрами уголовно-исполнительной системы / А. Ю. Долинин // Человек: преступление и наказание. 2020. № 2. С. 237-250. DOI: 10.33463/1999-9917.2020.28(1-4).2.237-250.

  5. Дроздова Е. А. Институт наставничества в уголовно-исполнительной системе: социально-правовой аспект / Е. А. Дроздова, А. В. Аксенова // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2018. № 4. С. 253-255.

  6. Дроздова Е. А. Проблемы закрепления выпускников образовательных организаций ФСИН России на службе в уголовно-исполнительной системе / Е. А. Дроздова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2019. № 3 (202). С. 10-13.

  7. Киселев А. М. Об особенностях подготовки курсантов вуза Федеральной службы исполнения наказаний к выполнению служебных задач в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера / А. М. Киселев // Человек: преступление и наказание. 2021. Том 29. № 2. С. 255-262. DOI: 10.33463/2687-1238.2021.29(1-4).2.255-262.

  8. Кочкина О. В. Наставничество в уголовно-исполнительной системе / О. В. Кочкина // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2020. № 1 (3). С. 114-119.

  9. Тимофеева Е. А. О профессиональной подготовке сотрудников пенитенциарных систем отдельных стран Европы / Е. А. Тимофеева // Вестник Самарского юридического института. 2015. № 2 (16). С. 91-99.

  10. Цаплин И. С. Актуальные вопросы профессиональной адаптации выпускников образовательных организаций ФСИН России в подразделениях охраны учреждений уголовно-исполнительной системы / И. С. Цаплин // Государственная служба и кадры. 2020. № 3. С. 121-125. DOI: 10.24411/2312-0444-2020-10140

  11. Черемисова И. В. Актуальные психолого-педагогические и социально-психологические проблемы повышения квалификации сотрудников образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний / И. В. Черемисова, Т. П. Скрипкина, А. А. Романов // Человек: преступление и наказание. 2020. Том 28. № 4. С. 613-619. DOI: 10.33463/2687-1238.2020.28(1-4).4.613-619.

  12. Christopher M. S. Mindfulness-based resilience training to reduce health risk, stress reactivity, and aggression among law enforcement officers: A feasibility and preliminary efficacy trial / M. S. Christopher, M. Hunsinger, R. J. Goerling, S. Bowen, B. S. Rogers, C. R. Gross, E. Dapolonia, J. C. Pruessner // Psychiatry Research. 2018. No. 264. Рp. 104-115. DOI: 10.1016/j.psychres.2018.03.059

  13. Denancé V. Learning by explaining: Impacts of explanations on the development of a competence / V. Denancé, A. Somat // European Review of Applied Psychology. 2015. Vol. 65. No. 6. Pp. 307-315.

  14. Finney C. Organizational stressors associated with job stress and burnout in correctional officers: a systematic review / C. Finney, E. Stergiopoulos, J. Hensel, S. Bonato, C. S. Dewa // BMC Public Health. 2013. No. 13. Pp. 28-31.

  15. Gaeta M. The competence management to improve the learning engagement / M. Gaeta, A. Marzano, S. Miranda, K. Sandkuhl // Journal of Ambient Intelligence and Humanized Computing. Information Systems Frontiers. 2017. No. 8. Рp. 405-417.

  16. Gelfand M. J. Cross-cultural industrial organizational psychology and organizational behavior: a hundred-year journey / M. J. Gelfand, Z. Aycan, M. Erez, K. Leun // Journal of Applied Psychology. 2017. Vol. 102. No. 3. Pp. 514-529.

  17. Harvey J. Perceived physical health, psychological distress, and social support among prison officers / J. Harvey // Prison Journal. 2014. Vol. 94. No. 2. Pp. 242-259.

  18. Hartnell C. A. Organizational culture and organizational effectiveness: A meta-analytic investigation of the competing values framework’s theoretical suppositions / C. A. Hartnell, A. Yi Ou, A. Kinicki // Journal of Applied Psychology. American Psychological Association. 2011. Vol. 96. No. 4. Pp. 677-694. DOI:10.1037/a0021987

  19. Misis M. The impact of correctional officer perceptions of inmates on job stress / M. Misis, B. Kim, K. Cheeseman, N. Hogan, E. Lambert // SAGE Open. 2013. Vol. 3. No. 2. N. pag. DOI: 10.1177/2158244013489695

  20. Park J. Meaning in life and adjustment to daily stressors / J. Park, R. F. Baumeister // The Journal of Positive Psychology. 2017. Vol. 12. No. 4. Рp. 333-341. DOI:10.1080/17439760.2016.1209542

  21. Sarma K. M. Risk assessment and the prevention of radicalization from nonviolence into terrorism / K. M. Sarma // American Psychologist. 2017. Vol. 72. No. 3. Pp. 278-288. DOI: 10.1037/amp0000121