• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Модели реализации концепции «креативный город»: анализ европейского опыта

Выпуск:

2021. Том 5. № 3 (17)

Название: 
Модели реализации концепции «креативный город»: анализ европейского опыта


Для цитирования: Костко Н. А. Модели реализации концепции «креативный город»: анализ европейского опыта / Н. А. Костко // Siberian Socium. 2021. Том 5. № 3 (17). С. 52-68. DOI: 10.21684/2587-8484-2021-5-3-52-68

Об авторе:

Костко Наталья Анатольевна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет (г. Тюмень, РФ); ORCID: 0000-0003-1618-4548; AuthorID: 160794; SPIN-код: 1736-0127;  n.a.kostko@utmn.ru

Аннотация:

Обращение к городам определено их значением и ролью в современном мире. Вектор городского развития зависит от разных факторов, но напрямую связан с современным типом общества и выбором органами власти модели управления. Содержательно каждая из моделей управления развитием города соотносится с теориями экономического роста, нового урбанизма и включают в себя все или отдельные элементы концепций: устойчивого развития, здорового, инклюзивного, предпринимательского, умного, креативного городов. Все эти концепции объединяет задача определения дополнительных ресурсов, условий и оснований для развития городов. Целью данной статьи является анализ европейского опыта реализации концепции креативного города. Сегодня существует несколько управленческих моделей реализации концепции «креативный город» с акцентом на креативные индустрии, которые различаются структурой и составом секторов, определением среди них приоритетных. В европейской политике управления развитием городов креативные индустрии обозначены в качестве социально-экономического фактора и драйвера успешности городов. Новым в данной статье является акцент на социальность в выборе модели реализации концепции с необходимостью сопряжения ее с концепцией «умного города». Анализ европейского опыта показывает, что каждая из стран, в соответствии с национальной спецификой, использует свою модель функционирования креативных индустрий в городах, что необходимо сделать и в нашей стране. Вклад креативных индустрий в развитие городов носит не только экономический, но и социальный характер, что является достоинством концепции.

Список литературы:

  1. Амин Э. Внятность современного города / Э. Амин, Н. Трифт // Логос. 2002. № 3-4. URL: http://magazines.russ.ru/logos/2002/3/amin.html

  2. Андреев А. Л. Глобальный мир и этническая революция / А. Л. Андреев // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 4. С. 23-36. DOI: 10.14515/monitoring.2017.4.03

  3. Барбер М. Три парадигмы реформы сектора государственного управления / М. Барбер // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2. С. 74-86

  4. Бармина А. С. Идентичность и связи в петербургском секторе креативных индустрий / А. С. Бармина, М. А. Сафонова // Социологические исследования. 2016. № 7. С. 82-92.

  5. Бек У. От индустриального общества к обществу риска = From Industrual Society to the Risk Society / У. Бек; пер. к. ф. н. А. Д. Ковалева // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 161-168.

  6. Боровинская Д. Н. Современная теория креативности: уровни научного познания / Д. Н. Боровинская // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 4 (32). С. 85-93.

  7. Бурдьё П. Социальное пространство и символическая власть / П. Бурдьё // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 137-150.

  8. Вебер М. История хозяйства. Город / М. Вебер. М.: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2001. 576 с.

  9. Викери Дж. Возрождение городских пространств посредством культурных проектов — синтез социальной, культурной и городской политики / Дж. Викери // Визуальная антропология: городские карты памяти / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: Вариант: ЦСПГИ, 2009. 312 с.

  10. Волосникова Е. А. Эволюция социологических взглядов на город в рамках классической метапарадигмы / Е. А. Волосникова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 1 (17). С. 107-113.

  11. Галкин Д. В. Стратегии культурного развития городов: современные подходы / Д. В. Галкин // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII. № 4. С. 41-57.

  12. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии = Nine Theses on the Future of Sociology / Э. Гидденс; пер. к. ф. н. Е. В. Якимовой // THESIS. 1993. Вып. 1. С. 57-82.

  13. Гражданская экспертиза проблем реформирования властно-управленческой вертикали (коллективный доклад по материалам Мета-проекта «Гражданская экспертиза сферы управления») / Е. Н. Акимкин, И. М. Атаян и др.; рук. А. В. Тихонов. М.: ИС РАН, 2013. 39 с.

  14. Зукин Ш. Обнаженный город. Жизнь и смерть аутентичных городских пространств / Ш. Зукин // Экономическая социология. 2018. Том 19. № 1. С. 62-86.

  15. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2000. 608 с.

  16. Ключарёв Г. А. Технологическая креативность среды: Россия на фоне других стран / Г. А. Ключарёв // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 3 (11). С. 51-80.

  17. Ло Дж. Объекты и пространства / Дж. Ло // Социологическое обозрение. 2006. Том 5. № 1. С. 30-42.

  18. Луман Н. Теория общества (вариант San Foca ’89) (фрагмент) / Н. Луман // Теория общества. Фундаментальные проблемы / под ред. А. Ф. Филиппова. М.: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 1999. С. 196-235.

  19. Пирогов С. В. Концептуальные модели управления развитием города / С. В. Пирогов // Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Политология. 2012. № 1 (17). С. 114-128.

  20. Положихина М. А. Изменение организации государственного управления при переходе к информационному обществу / М. А. Положихина // Экономические и социальные проблемы России: сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. экономики; ред. кол.: Н. А. Макашева, гл. ред., и др. М., 2015. № 2: Государственное управление в информационном обществе / ред.-сост. вып. М. А. Положихина. С. 12-47.

  21. Русакова О. Ф. Концепт и стратегия креативного класса / О. Ф. Русакова // Дискурс Пи. 2013. Том 10. № 3. С. 78-82.

  22. Смотрицкая И. И. Новая экономическая стратегия требует нового качества государственного управления / И. И. Смотрицкая // Вестник ИЭ РАН. 2017. № 5. С. 7-22.

  23. Стародубровская И. Креативный класс и креативный город: российское преломление / И. Стародубровская, Д. Лободанова // Экономическая политика. 2013. № 5. С. 127-149. URL: https://www.iep.ru/files/text/policy/5-2013/Starodubrovskaya.pdf

  24. Стратегическое планирование в регионах и городах России: диалог в поисках согласованности: мат. XV Общероссийского форума лидеров стратегического планирования (Санкт-Петербург, 24-25 октября 2016 г.) / под ред. Б. С. Жихаревича. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2017. 88 с.

  25. Тернборн Й. Как понять города: современный кризис и идея городов без государства / Й. Тернборн // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Том XVI. № 1 (66). С. 20-40.

  26. Туровский Р. Ф. Поселение как субъект локальной политики: теоретические основы исследований / Р. Ф. Туровский // Политическая наука. 2019. № 2. С. 13-30. DOI: 10.31249/poln/2019.02.01

  27. Управление пространственно-экономическим развитием города: скрытые ресурсы / Е. Короткова и др.; куратор проекта К. Мокрушина; Сколково, Московская школа управления; Сити сфера. Московский урбанистический форум. М., 2016. 194 с. URL: https://urbc.skolkovo.ru/downloads/documents/SUrbC/Research_Reports/SKOLKOVO_UrbC_Research_2016-06_r...

  28. Урри Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия / Дж. Урри; пер. с англ. Д. Кралечкина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 336 с.

  29. Урри Дж. Мобильность и близость / Дж. Урри // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 3-14.

  30. Хестанов Р. З. Креативные индустрии-модели развития / Р. З. Хестанов // Russian Sociological Review. 2018. Vol. 17. No. 3. Pp. 173-196. DOI: 10.17323/1728-192X-2018-3-173-196

  31. Anttiroiko A.-V. Creative city concept in local economic development: the case of Finnish cities / A.-V. Anttiroiko; University of Tampere // Munich Personal RePEc Archive. 2010. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/58231/

  32. British Council’s Creative and Cultural Economy series/2. Mapping the Creative Industries: A Toolkit / BOP Consulting; P. Rossello, S. Wright (eds.). London: The British Council, 2010. 63 рр. URL: https://creativeconomy.britishcouncil.org/media/uploads/files/English_mapping_the_creative_industrie...

  33. EC Green Paper. Unlocking the Potential of Cultural and Creative Industries / COM. April 2010. 183 рр.

  34. Hall P. Creative cities and economic development / P. Hall // Urban Studies. 2000. Vol. 37. No. 4. Pp. 639-649. URL: https://journals.sagepub.com/action/doSearch?filterOption=thisJournal&SeriesKey=usja&amp...

  35. Hesmondhalgh D. Cultural industries and cultural policy / D. Hesmondhalgh, A. C. Pratt // International Journal of Cultural Policy. 2008. No. 11 (1). Pp. 1-14. DOI: 10.1080/10286630500067598. URL: http://eprints.lse.ac.uk/15478/

  36. Marcus C. Future of Creative Industries. Implications for Research Policy / C. Marcus; European Commission, Foresight Working Documents Series. Belgium: European Comission, 2005. 47 рр. URL: https://op.europa.eu/hr/publication-detail/-/publication/62562f62-69a5-4af0-a9f9-5288d400a2cc

  37. Mozuriunaite S. To what extent we do understand smart cities and characteristics influencing city smartness / S. Mozuriunaite, J. Sabaityte // Journal of Architecture and Urbanism. 2021. Vol. 45. Iss. 1. Рр. 1-8. DOI: 10.3846/jau.2021.12392. URL: https://journals.vgtu.lt/index.php/JAU/article/view/12392

  38. Pratt A. C. Work and the city in the e-society: a critical investigation of the sociospatially situated character of economic production in the digital content industries in the UK / A. C. Pratt, R. Gill, V. Spelthann // Information, Communication and Society. 2007. No. 10 (6). Рp. 922-942. DOI: 10.1080/13691180701751155. URL: http://eprints.lse.ac.uk/20673/

  39. Pratt A. C. Creative cities: the cultural industries and the creative class / A. C. Pratt // Geografiska annaler: Series B. Human Geography. 2008. No. 90 (2). Pp. 107-117. URL: http://eprints.lse.ac.uk/20704/ DOI: 10.1111/j.1468-0467.2008.00281.x

  40. Scott A. J. Urbanization, work and community: the logic of city life in the contemporary world / A. J. Scott // Quality Innovation Prosperity. 2017. No. 21/1. Рp. 9-30. DOI: 10.12776/QIP.V21I1.785//. URL: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

  41. Schraven D. Past, present, future: engagement with sustainable urban development through 35 city labels in the scientific literature 1990-2019 / D. Schraven, S. Joss, M. de Jong // Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 292. URL: https://www.academia.edu/45006863/Past_present_future_engagement_with_sustainable_urban_development_...

  42. The Creative Economy Report. 2010 / UNCTAD. 2010. 418 рр. URL: https://unctad.org/webflyer/creative-economy-report-2010

  43. The Entrepreneurial Dimension of the Cultural and Creative Industries / Hogeschool vor de Kunsten Utrecht; European Union. Utrecht: HKU, 2010. 123 рр. URL: https://kultur.creative-europe-desk.de/fileadmin/user_upload/The_Entrepreneurial_Dimension_of_the_Cu...

  44. The European Cluster Observatory Report. Europeаn Cluster Panorama / C. Кetels, S. Protsiv; Center for Strategy and Competitiveness of Stockholm School of Economics. 2014. 74 рр. URL: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/7242

  45. The European Cluster Observatory Report. Europeаn Cluster Panorama / C. Кetels, S. Protsiv; Center for Strategy and Competitiveness. Stockholm School of Economics. 2016. 73 рр. URL: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/20381