• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Молодежь в условиях пандемии COVID-19: возрастные преимущества и ограничения

Выпуск:

2021. Том 5. № 2 (16)

Название: 
Молодежь в условиях пандемии COVID-19: возрастные преимущества и ограничения


Для цитирования: Ядова М. А. Молодежь в условиях пандемии COVID-19: возрастные преимущества и ограничения / М. А. Ядова // Siberian Socium. 2021. Том 5. № 2 (16). С. 20-28. DOI: 10.21684/2587-8484-2021-5-2-20-28

Об авторе:

Ядова Майя Андреевна, кандидат социологических наук, заведующая отделом социологии и социальной психологии, Институт научной информации по общественным наукам РАН (г. Москва, РФ); ORCID: 0000-0002-2988-1513; m.yadova@mail.ru

Аннотация:

Целью статьи выступает анализ перспектив влияния пандемии COVID-19 на молодежь России и зарубежных стран. Особое внимание уделяется явлению, которые современные исследователи называют «коронавирусным эйджизмом». Показано, что в условиях пандемии молодой возраст становится естественным ресурсом, который значительно повышает шансы на адаптацию к вызванным пандемией социальным трансформациям. На примере проведенного автором социологического исследования адаптационных стратегий и повседневных практик постсоветской молодежи в условиях пандемии показано, что цифровая компетентность способствует преодолению негативных последствий коронавирусного кризиса. Подчеркивается медиаторная роль первых цифровых поколений в современном мире — миллениалов и центениалов — в передаче IT-знаний и навыков представителям старших поколений. Так, в качестве одного из ключевых факторов, позитивно влияющих на повышение цифровой грамотности старших поколений, можно рассматривать интенсивность межпоколенческих контактов. Этот факт дает возможность иначе взглянуть на ставшую привычной проблему конфликта поколений. Вместе с тем существуют социально уязвимые группы молодежи, для представителей которых шансы на жизненный успех в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции ничтожно малы. Для множества юношей и девушек, живущих в беднейших странах или регионах, недоступны цифровые технологии и ограничен доступ к образованию. Некоторые молодые люди отрезаны от доступа к качественным медицинским услугам, что ставит под угрозу не только их здоровье, но и жизнь. Часть молодежи столкнулась с жесточайшей безработицей, страдает от насилия, не может справиться с негативными эмоциями и чувством одиночества, пережила смерть близких или друзей и т. д.

Список литературы:

  1. Антонова Н. Л. Город как сцена молодежного активизма: локальные практики в условиях пандемии / Н. Л. Антонова, В. Р. Хафизова // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 6. С. 15-19. DOI: 10.24158/spp.2020.6.1

  2. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении / Т. Г. Нежина, К. А. Петухова, Н. И. Чечеткина, И. С. Миндарова // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 49-71.

  3. Радаев В. В. Миллениалы: как меняется российское общество / В. В. Радаев. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 224 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1985-1

  4. Солдатова Г. У. «Цифровой разрыв» и межпоколенческие отношения родителей и детей / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Психологический журнал. 2016. Том 37. № 5. С. 44-54.

  5. Трансформация высшего образования в условиях пандемии — от шока к цифровой педагогике: летняя школа преподавателя — 2020 // Образовательная платформа «Юрайт». 2020. 25 июня. URL: https://www.youtube.com/watch?v=s--yH3K0ftM (дата обращения: 10.03.2021).

  6. Ядов В. А. Социальный ресурс индивидов и групп как их капитал: возможность применения универсальной методологии исследования реального расслоения в российском обществе / В. А. Ядов // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / под ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2001. С. 310-319.

  7. Ядова М. А. Пожар в ИНИОН РАН глазами волонтеров (опыт социологического исследования) / М. А. Ядова // Россия и современный мир. 2018. № 2. С. 32-46. DOI: 10.31249/rsm/2018.02.03

  8. Яницкий О. Н. Массовая мобилизация: Проблемы теории / О. Н. Яницкий // Социологические исследования. 2012. № 6. С. 3-12.

  9. Anderson M. Teens’ social media habits and experiences // Pew Research Center. 2018. Nov. 28. URL: https://www.pewresearch.org/internet/2018/11/28/teens-social-media-habits-and-experiences/ (дата обращения: 10.03.2021).

  10. COVID-19: Working with and for Young People: Compact for Young People in Humanitarian Action / ActionAid, WHO, UNIСEF, et al. N.Y.; Geneva: INFPA, IFRC, 2020. URL: https://www.unfpa.org/sites/default/files/resource-pdf/COMPACTCOVID19-05.pdf (дата обращения: 10.03.2021).

  11. Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society / R. Inglehart. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1990. 484 рр.

  12. Orben A. The effects of social deprivation on adolescent development and mental health / A. Orben, L. Tomova, S. J. Blakemore // The Lancet Child and Adolescent Health. 2020. Nо. 4 (8). Pp. 634-640. DOI: 10.1016/S2352-4642(20)30186-3

  13. Pandemic school closures: risks and opportunities: editorial // The Lancet Child and Adolescent Health. 2020. Nо. 4 (5). P. 341. DOI: 10.1016/S2352-4642(20)30105-X

  14. The Dictionary of Coronavirus Culture / ed. by A. Bradshaw, J. Hietanen. L.: Repeater Books, 2020.

  15. Youth & COVID-19: Impacts on Jobs, Education, Rights and Mental Well-Being: Survey Report. Geneva: ILO, 2020. URL: https://www.ilo.org/global/topics/youth-employment/publications/WCMS_753026/lang--en/index.htm