• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Саморегуляция общественной активности студентов в условиях цифровизации социального пространства

Выпуск:

2021. Том 5. № 1 (15)

Название: 
Саморегуляция общественной активности студентов в условиях цифровизации социального пространства


Для цитирования: Нархов Д. Ю. Саморегуляция общественной активности студентов в условиях цифровизации социального пространства / Д. Ю. Нархов, Е. Н. Нархова, Л. В. Мишин, Е. П. Мельникова // Siberian Socium. 2021. Том 5. № 1 (15). С. 20-36. DOI: 10.21684/2587-8484-2021-5-1-20-36

Об авторах:

Нархов Дмитрий Юрьевич, кандидат социологических наук, доцент кафедры организации работы с молодежью, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург, РФ); d_narkhov@mail.ru

Нархова Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры организации работы с молодежью, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург, РФ); e_narkhova@mail.ru

Мишин Лев Владимирович, магистрант кафедры организации работы с молодежью, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург, РФ)

Мельникова Елена Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет (г. Краснодар, РФ); arthelen@mail.ru

Аннотация:

Изучается проблема общественной активности студенчества Свердловской области в условиях интенсификации цифровизации социального пространства, вызванной ситуацией вынужденной самоизоляции. Цель статьи — анализ саморегуляции общественной активности студентов в условиях цифровизации социального пространства. В традициях уральской научной социологической школы, в соответствии с концепциями многомерности и самоорганизации молодежи и с применением общностного, деятельностного и других социологических подходов разрабатывается терминологический ряд концептов студенческой образовательной общности и ее социальной активности. Разграничиваются термины «классическая (традиционная) общность», действующая в реальном социокультурном пространстве, «виртуальная общность», социальное действие которой переносится в киберпространство и «цифровая общность», занимающая промежуточное положение и действующая многомерном реально-виртуальном социокультурном пространстве. Общественная активность студенчества рассматривается как один из видов (наряду с образовательной и профессиональной) социальной активности и формой актуальной общекультурной социализации. На материалах эмпирических исследований 2020 г. и с привлечением данных вторичного анализа регионального мониторинга исследуются факторы, интенсивность и динамика общественной активности студенчества. Выявлены представления студентов о людях, выступающих примерами для подражания, вскрыты разнонаправленные тенденции в ценностных установках — на помощь обществу и конкретным людям и на материальную успешность и комфорт. Получены новые данные о социальных проблемах, волнующих студентов, предпочитаемом типе общественной активности, об отношении к гражданству Российской Федерации, динамике участия в электоральных процессах, коллективных акциях, участии в работе общественных организаций и благотворительных акциях. Выявлено отношение студентов к молодежным общественным организациям и условиям для активного участия молодежи в общественно-политической деятельности. Делается вывод о переориентации значительной части студенчества на приоритет личного над общественным и о дальнейшем расслоении и атомизации студенческой общности.

Список литературы:

  1. Беляева Е. В. Цифровое общество и возможности его этического регулирования / Е. В. Беляева // Ведомости прикладной этики. 2018. № 52. С. 74-82.

  2. Грунт Е. В. Социальная активность студентов технических колледжей в современной России / Е. В. Грунт, А. П. Зайко // XVIII Международная конференция памяти проф. Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 19-20 марта 2015 г., г. Екатеринбург. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 890-902. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/32244 (дата обращения: 29.01.2021).

  3. Зборовский Г. Е. Теоретические основания изучения социальной общности / Г. Е. Зборовский // Социологические исследования. 2010. № 4. С. 3-12.

  4. Зубок Ю. А. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. C. 164-186.

  5. Зубок Ю. А. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Научный результат. Социология и управление. 2018. Том 4. № 3. С. 3-13.

  6. Ионин Л. Г. Социология в обществе знаний: от эпохи модерна к информационному обществу / Л. Г. Ионин. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 431 с.

  7. Максименко Л. А. С. И. Орехов о виртуальной реальности: актуальная повестка / Л. А. Максименко // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 1 (22). С. 18-22.

  8. Научные школы Уральского федерального университета. Энциклопедия / под общ. ред. проф. В. В. Запария. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. 512 с. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/94041 (дата обращения: 12.12.2020).

  9. Орлова Е. В. Социокультурное пространство: к определению понятия / Е. В. Орлова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 7 (81). C. 149-152.

  10. Плотников В. И. Ценностный мир человека и его судьба / В. И. Плотников // Двадцать лекций по философии / А. В. Грибакин, Ю. Г. Ершов, В. Е. Керимов и др. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. С. 367-403.

  11. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество / Д. Рисмен // Социологические исследования. 1993. № 3. С. 121-130.

  12. Савицкая Т. Е. Виртуальная Россия: новая социальная онтология, новый культурный праксис / Т. Е. Савицкая // Культура России, 2000-е годы / под. ред. Е. П. Костиной. СПб.: Алетейя, 2012. С. 740-764.

  13. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

  14. Студент 1995-2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала. Монография / под ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 904 с.

  15. Шайхисломов Р. Б. Социальный характер: вопросы методологии и методов исследования / Р. Б. Шайхисломов, Г. Р. Асадуллина, Н. В. Коровина, Э. В. Садретдинова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 5 (62). С. 233-244.