Для цитирования:Абдирайымова Г. С. Выпускники казахстанских вузов глазами работодателей / Г. С. Абдирайымова, А. В. Веревкин, Т. Ю. Лифанова // Siberian Socium. 2020. Том 4. № 4 (14). С. 8-21. DOI: 10.21684/2587-8484-2020-4-4-8-21
Об авторах:
Абдирайымова Гульмира Сериковна, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и социальной работы, Казахский национальный университет им. аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан); ORCID: 0000-0001-6939-9281, WoS ResearcherID: N-9827-2014; gulmira.abdiraiymova@kaznu.kz
Веревкин Алексей Валентинович, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии и социальной работы, Казахский национальный университет им. аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан); ORCID: 0000-0002-1817-8435, WoS ResearcherID: O-2122-2014; Aleksey.Verevkin@kaznu.kz
Лифанова Татьяна Юрьевна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии, Казахский национальный университет им. аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан); ORCID: 0000-0003-2269-1255, WoS ResearcherID: O-2091-2014; Tatiana.Lifanova@kaznu.kz
Данная статья посвящена исследованию трудоустройства выпускников казахстанских вузов на профессиональном рынке труда. Проблема согласования потребностей работодателей и интересов и компетенций выпускников высших учебных заведений Республики Казахстан является актуальной и малоизученной. Цель статьи — анализ возможности трудоустройства и оценка профессиональной подготовки выпускников казахстанских вузов с позиций работодателей. Использован метод экспертного опроса. В статье представлены основные результаты, полученные в ходе опроса казахстанских работодателей по проблемам трудоустройства молодых специалистов и определению требований к их квалификации. В опросе приняли участие 643 работодателя из всех регионов Казахстана. Анализ показал, что казахстанские работодатели в области отдельных профессий нацелены на выпускников более высоких степеней (то есть магистров и докторов Ph.D.), однако большинство работодателей в этом исследовании считают подготовку студентов на уровне бакалавриата достаточной для вхождения на рынок труда. Исследование дает представление об основных тенденциях на рынке труда для казахстанских выпускников и о том, как эти тенденции влияют на навыки, которыми должны обладать выпускники; о ключевых характеристиках, на которые работодатели обращают внимание при приеме на работу выпускников высшего образования; о навыках, которыми должны обладать выпускники для их успешного трудоустройства. Сделаны выводы, согласно которым высшие учебные заведения озабочены разработкой институционального нарратива, основанного на выстраивании долгосрочных стратегий для повышения уровня развития компетенций для трудоустройства выпускников. В настоящее время наблюдается двойственная ситуация в оценке результативности образовательных программ, вызванная разрывом между целями, которые ставят перед собой учреждения образования, и ожиданиями работодателей. Данная проблема сохраняет свою актуальность даже в условиях достаточно высокого уровня трудоустройства выпускников. Иными словами, востребованность определенных групп специальностей на рынке труда еще не обеспечивает молодым специалистам конкурентоспособности из-за качества подготовки кадров. Соответственно, опрошенные работодатели отмечают потребность в квалифицированных специалистах, способных реализовать задачи организации.
Дискуссии об образовании: опыт социологических исследований = Discussion on Education. Experience of Sociological Researches: коллективная монография / Г. С. Абдирайымова, Д. К. Бурханова, А. В. Веревкин, Г. А. Кенжикимова, С. С. Серикжанова, Н. Д. Сейдаханова; науч. ред. Г. Абдирайымова. Алматы: Казак университетi, 2018. С. 51-72.
Сокольник И. В. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. Требования современных работодателей к выпускникам вузов / И. В. Сокольник. Новосибирск: СибАК, 2013. С. 81-86.
Сорокина Н. П. Спрос и предложение на профессиональных рынках труда. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Информационно-аналитические материалы по итогам 2003 г. / Н. П. Сорокина и др. М.: Социономия, 2004. С. 143-186.
Harvey L. Transitions from Higher Education to Work: A Briefing Paper Prepared by Lee Harvey (Centre for Research and Evaluation, Sheffield Hallam University), with Advice from ESECT and LTSN Generic Centre Colleagues / L. Harvey. York, UK: LTSN Generic Centre, 2003. URL: https://www.qualityresearchinternational.com/esecttools/esectpubs/harveytransitions.pdf
Humburg M. The Employability of Higher Education Graduates: The Employers’ Perspective: Final Report / M. Humburg, R. van der Velden, A. Verhagen; European Union, 2013. DOI: 10.2766/54258
Malhi R. The hard truth about graduate employability and soft skills / R. Malhi // ADEPT: Higher Education Leadership Research Bulletin. 2009. No. 3. Pp. 45-56.
Mason G. Employability skills initiatives in higher education: what effects do they have on graduate labour market outcomes? / G. Mason, G. Williams, S. Cranmer // Education Economics. 2009. Vol. 17. Iss. 1. Pp. 1-30. DOI: 10.1080/0964529080202831
Singh P. Fit or unfit? Perspectives of employers and university instructors of graduates’ generic skills / P. Singh, R. X. Thambusamy, M. A. Ramly // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. No. 123. Рр. 315-324. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.1429
Spady W. G. Outcome-Based Education: Critical Issues and Answers / W. G. Spady. Arlington, VA: American Association of School Administrators, 1994. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED380910
Yorke M. Employability in higher education: what it is — what it is not / M. Yorke // Learning and Employability Series. 2006. Pp. 1-20. DOI: 10.1007/s11233-005-5110-z