• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Коллективная память студенческой молодежи в эпоху постмодерна

Выпуск:

2020. Том 4. № 3 (13)

Название: 
Коллективная память студенческой молодежи в эпоху постмодерна


Для цитирования: Грошева И. А. Коллективная память студенческой молодежи в эпоху постмодерна / И. А. Грошева, И. Л. Грошев, Л. И. Грошева // Siberian Socium. 2020. Том 4. № 3 (13). С. 33-48. DOI: 10.21684/2587-8484-2020-4-3-33-48

Об авторах:

Грошева Ирина Александровна, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Филиал Автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт деловой карьеры» в Тюмени (г. Тюмень, РФ); Scopus AuthorID: 304639; grosh@nextmail.ru

Грошев Игорь Львович, кандидат социологических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова (г. Тюмень, РФ); Scopus AuthorID: 304631; grosh@nextmail.ru

Грошева Любовь Игоревна, кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова (г. Тюмень, РФ); Scopus AuthorID: 767451; malivia@rambler.ru

Аннотация:

Отсутствие согласия в обществе по важнейшим проблемам истории негативно сказывается на формировании коллективной памяти молодого поколения. Социализация миллениалов (в терминах Н. Хоува и У. Штрауса) имеет специфические особенности, которые становятся главным инструментом формирования новой коллективной идентичности. В эпоху постмодерна общество сталкивается с целым рядом рисков и нуждается в рекомендациях по их нивелированию. Цель данной статьи — выявить особенности коллективной памяти студенческой молодежи на примере восприятия событий Великой Отечественной войны (ВОВ) в условиях сверхтолерантного постмодернистского общества. В качестве методологической основы исследования были избраны концепция социального конструирования (П. Бергер, Т. Лукман), концепция коллективной памяти (М. Хальбвакс, П. Нора, А. Ассман), а также постструктуралистское направление постмодернизма (З. Бауман, Ж. Бодрийяр). Эмпирическую базу исследования составили результаты масштабного научно-исследовательского проекта Российского общества социологов «Российское студенчество о Великой Отечественной войне», имеющего пятнадцатилетнюю историю. Для обработки полученных данных использовался программный продукт Vortex 10. Для изучения особенностей восприятия молодыми людьми событий военных лет выбраны проблемные вопросы, актуализированные современными социально-политическими процессами. В ходе исследования выявлены предпосылки отчуждения поколений (отсутствие обсуждения событий с родственниками), а также некоторые несоответствия представлений молодых людей о роли стран-участниц ВОВ реальной исторической действительности. Новизну результатов предопределило выявление особенностей в представлениях гражданской и военной молодежи, касающихся спорных вопросов истории, объясняющихся различиями в образовательной среде. Кроме того, показаны различия в представлениях о патриотизме в двух молодежных группах и предложены атрибутивные маркеры концепта «патриотизм». Полученные результаты могут представлять интерес для исследователей, занимающихся изучением проблем молодежи.

Список литературы:

  1. Аникин Д. А. «Уходящее время»: современная российская молодежь и риски исторической памяти / Д. А. Аникин // Сборник статей по материалам Международной междисциплинарной конференции «Калейдоскоп времени: ускорение, инверсия, нелинейность, многообразие» (Саратов, 25-26 сентября 2015 г.). Саратов: СГТУ им. Гагарина Ю. А., 2016. С. 82-90.

  2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.

  3. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. 323 с.

  4. Бодрийар Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийар; пер. Л. Любарской, Е. Марковской. М.: Добросвет, 2000. 258 с.

  5. Вишневский Ю. Р. Динамика патриотических установок студенческой молодежи: по материалам мониторинга «Российское студенчество о Великой Отечественной войне» (2005 — 2010 — 2015 гг.) / Ю. Р. Вишневский, Д. Ю. Нархов // Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне: материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» / Ю. Р. Вишневский, Д. Ю. Нархов; под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 185-201.

  6. Вишневский Ю. Р. Помнит ли мир спасенный, мир вечный, мир живой? (по итогам социологического исследования) / Ю. Р. Вишневский, Н. В. Дулина, Е. Н. Икингрин, В. А. Мансуров, Е. И. Пронина // Primo Aspectu. 2020. № 2 (42). С. 7-16.

  7. Загутин Д. С. Историческая память в культуре постмодерна / Д. С. Загутин // Гуманитарий Юга России. 2020. Том 9 (42). № 2. С. 225-233. DOI: 10.18522/2227-8656.2020.2.16

  8. Историческое сознание российской молодежи: монография / под общ. ред. С. В. Алексеева. М.: Изд-во Мос. гум. ун-та, 2015. 115 с.

  9. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачёв; сост., общ. ред. Г. А. Дубровской. М.: Дет. лит., 1985. URL: https://b1.culture.ru/c/102019/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C (дата обращения: 20.08.2020).

  10. Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти / П. Нора // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок; пер. с франц. Д. Хапаевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. С. 17-50.

  11. Омельченко Е. Л. Что остается в семейной истории: память о советском сквозь разговор трех поколений / Е. Л. Омельченко, Ю. В. Андреева // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 147-156. DOI: 10.7868/S0132162517110162

  12. Романовский Н. В. Новое в социологии — «бум памяти» / Н. В. Романовский // Социологические исследования. 2011. № 6. С. 13-23.

  13. Россияне о Второй мировой войне: причины, союзники, противники // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). № 4043. 2019. 29 августа. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9869 (дата обращения: 18.04.2020).

  14. Тощенко Ж. Т. Историческое сознание и историческая память / Ж. Т. Тощенко // Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне: Материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» / Ю. Р. Вишневский, Д. Ю. Нархов; под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 40-42.

  15. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / М. Хальбвакс; пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: Новое изд-во, 2007. 348 с.

  16. Широкалова Г. С. Историческая память & патриотизм / Г. С. Широкалова, О. К. Шиманская // Философия хозяйства. 2020. № 1. С. 238-251.

  17. Assmann A. Re-framing memory. Between individual and collective forms of constructing the past / A. Assmann // Performing the Past: Memory, History, and Identity in Modern Europe / K. Tilmans, F. van Vree, J. Winter (eds.). Amsterdam University Press, 2010. Pp. 35-50.

  18. Bauman Z. Intimations of Postmodernity / Z. Bauman. London: Routledge, 1992. 232 рр.

  19. Giddens A. The Consequences of Modernity / A. Giddens. Cambridge: Polity Press, 1990. 186 рр.

  20. Howe N. Millennials Rising: The Next Great Generation / N. Howe, W. Strauss. New York: Vintage Books, 2000. 432 рр.

  21. Huyssen A. Twilight Memories: Marking Time in the Culture of Amnesia / A. Huyssen. N. Y.: Routledge, 1995. 292 рp.