• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Динамика малой социальной группы: социометрический анализ развития временного детского коллектива

Выпуск:

2020. Том 4. № 2 (12)

Название: 
Динамика малой социальной группы: социометрический анализ развития временного детского коллектива


Для цитирования: Мальцева А. В. Динамика малой социальной группы: социометрический анализ развития временного детского коллектива / А. В. Мальцева, М.-В. Д. Грудковская // Siberian Socium. 2020. Том 4. № 2 (12). С. 90-107. DOI: 10.21684/2587-8484-2020-4-2-90-107

Об авторах:

Мальцева Анна Васильевна, доктор социологических наук, доцент кафедры социального анализа и математических методов в социологии, Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург, РФ); eLibrary AuthorID, ORCID, Web of Science ResearcherID, Scopus AuthorID, Google Scholarannamaltseva@rambler.ru

Грудковская Марина-Виктория Дмитриевна, студент бакалавриата, кафедра социального анализа и математических методов в социологии, Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург, РФ);  ORCID: 0000-0002-5374-7541; WoS ResearcherID: AAO-7074-2020; 1toshka999@gmail.com

Аннотация:

Статья посвящена социометрическому исследованию этапов развития временного детского коллектива. Проводится сравнение их особенностей в современном детском оздоровительном лагере (ДОЛ) и советском пионерском лагере. Анализ этапов развития в среде современных подростков осуществляется на основе эмпирических данных, собранных М.-В. Д. Грудковской на базе детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) в Ленинградской области в период зимней смены с 28.12.2018 по 10.01.2019. Данные по процессам развития коллектива в пионерском лагере получены из работ советских исследователей. Цель исследования — определить независимые константы этапов социальной динамики временного детского коллектива и их переменные, определяющиеся историческим периодом развития общества. Под временным детским коллективом в данном исследовании понимается малая социальная группа детей-подростков, сформированная по возрастному признаку и существующая в течение очередной смены ДОЛ — 14 дней. Теоретико-методологическим основанием работы стал структурализм и теория социометрии Я. Л. Морено. Эмпирический объект исследования — подростковые отряды ДОЛ, возраст подростков — 14-16 лет. Метод — социометрический эксперимент. Обработка и визуализация данных осуществлялась в среде программы SociometryPro. Научная новизна заключается в получении новых актуальных данных о социальной динамике временных коллективов современных подростков. Развитие временного детского коллектива рассматривается также с учетом социально-исторического периода, определяющего социально-культурные и социально-экономические условия личностного становления подростков. Сделаны выводы об особенностях функционирования, процесса принятия и оценки социальных ролей и поведения. В частности, установлено, что временный детский коллектив проходит константные этапы, которые повторяются во всех поколениях детей независимо от исторического периода развития общества и изменяющихся социально-экономических и социально-культурных условий взросления новых поколений. По мнению авторов, в дальнейшем в процессе изучения социальной динамики временного детского коллектива целесообразно разработать названия и характеристики этапов его развития, релевантные для современных детей, детской субкультуры и социологии детства.

Список литературы:

  1. Бесчасная А. А. Теоретические и методологические основы социологических исследований детства и жизни детей / А. А. Бесчасная. СПб.: Астерион, 2016. 216 с.

  2. Воронков Д. Е. Влияние социальных сетей на процесс социализации ребенка в современном обществе на примере временного детского коллектива в МДЦ «Артек» / Д. Е. Воронков // Психология человека и общества. 2020. № 3 (20). С. 14-18.

  3. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О. С. Газман. М.: Мирос, 2002. С. 124-196.

  4. Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус: тематический словарь-справочник / отв. ред. С. Н. Майорова-Щеглова. М.: Изд-во РОС, 2018. 638 с.

  5. Дэвис К. Концептуальный анализ стратификации / К. Дэвис // Социальная стратификация. М.: Институт социологии РАН, 1992. Вып. 1.

  6. Иванов В. Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами / В. Д. Иванов. М.: Просвещение, 1991. 128 с.

  7. Кирпичник А. Г. Летние объединения старшеклассников / А. Г. Кирпичник, В. П. Ижицкий. М.: Знание, 1984. 80 с.

  8. Князева Е. И. Социометрия Я. Л. Морено как отправная точка развития сетевого подхода в социологии / Е. И. Князева // Социологическая наука и образование: состояние, проблемы и перспективы: материалы Международной научной конференции (4-5 ноября 2009 г., Минск). Минск, 2010. С. 93-97.

  9. Коваленко В. И. Взаимосвязь успешной учебной деятельности с уровнем групповой сплоченности студентов колледжа / В. И. Коваленко // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 270-273.

  10. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М.: Академия, 2003. 336 с.

  11. Кравченко С. А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь / С. А. Кравченко. М., 2004. 511 с.

  12. Кругликова Г. Г. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков / Г. Г. Кругликова, Г. Р. Линкер. Нижневартовск: Нижневартовский гуманитарный университет, 2011. 236 с.

  13. Лутошкин А. Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы / А. Н. Лутошкин. М.: Просвещение, 1986. С. 87-107.

  14. Лутошкин А. Н. Системная модель коллектива и некоторые принципы исследования групповых эмоциональных потенциалов / А. Н. Лутошкин // Социально-психологические проблемы личности и коллектива: республиканский сборник трудов. Ярославль, 1977. Вып. 48. С. 20-37.

  15. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Н. Лутошкин. М.: Педагогика, 1988. 128 с.

  16. Майорова-Щеглова С. Н. Дети и детство как объекты социологических исследований / С. Н. Майорова-Щеглова, Е. А. Колосова // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 62-69.

  17. Мальцева А. В. Методика и результаты изучения социальных сетей безработных / А. В. Мальцева // Философия социальных коммуникаций. 2010. № 4 (13). С. 6-15.

  18. Митрофанова С. Ю. Габитус «взрослости» в пространстве детства / С. Ю. Митрофанова. Самара: Самарский государственный технический университет, 2014. 158 с.

  19. Морено Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено. М.: Академический проект, 2004. 320 с.

  20. Ображей О. Н. Детство как объект социологического изучения / О. Н. Ображей // Социологический альманах. 2012. № 1. С. 356-362.

  21. Паниотто В. И. Социометрические методы изучения малых социальных групп / В. И. Паниотто // Социс. 1976. № 3. С. 141-152.

  22. Полный текст закона «О поправке к Конституции РФ» // Государственная дума Федерального собрания РФ. URL: http://duma.gov.ru/news/48045/ (дата обращения: 18.05.2020).

  23. Шилкина Н. Е. Константы, переменные и риски социального поведения в контексте неклассической социологии / Н. Е. Шилкина // Социология, социальная антропология и работа с молодежью / ред. С. И. Григорьев, О. Т. Коростелева. М., 2006. С. 181-195.