Для цитирования:Черкашов Е. М. Жизненные траектории молодежи и ее социальное беспокойство о будущем России / Е. М. Черкашов, Л. В. Гуляева // Siberian Socium. 2020. Том 4. № 1 (11). С. 69-81. DOI: 10.21684/2587-8484-2020-4-1-69-81
Об авторах:
Черкашов Евгений Михайлович, кандидат социологических наук, доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса, Тюменский государственный университет (г. Тюмень, РФ); ORCID: 0000-0002-8794-2177; e.m.cherkashov@utmn.ru
Гуляева Людмила Владимировна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории социологических исследований, Тюменский государственный университет; ORCID: 0000-0002-0463-4743; WoS ResearcherID: B-5487-2019; lyudmila_gulyaeva_tmn@mail.ru
Жизненные планы молодежи являются важным фактором, влияющим на будущее социально-экономическое развитие нашей страны. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование распространенности миграционных настроений как одной из форм реализации личных жизненных планов представителей молодого поколения, поскольку результаты ряда социологических исследований отмечают тенденцию роста такого рода настроений в настоящее время. Цель данной статьи — показать особенности взаимосвязи социального беспокойства молодежи о будущем России, с одной стороны, и механизмами его преодоления с помощью использования соответствующих жизненных траекторий. Эмпирическую основу исследования составил анкетный опрос старшеклассников (n = 1 130), студентов профессиональных учебных заведений (n = 1 097), а также работающей молодежи (n = 942) Тюменской области, проведенный в 2019 г. Для обработки полученных данных использовалась программа IBM SPSS Statistics 23. В ходе исследования было установлено, что большинство респондентов, представляющих все три категории молодежи Тюменской области, в определенной степени обеспокоены будущим нашей страны. При этом молодые люди, считающие себя конкурентоспособными, в большей мере обеспокоены будущим страны по сравнению с теми, кто низко оценивает свой конкурентный потенциал. В то же время было отмечено снижение с возрастом доли молодежи, для которой характерно проявление оппозиционных настроений. Около трети опрошенных представителей различных групп молодежи рассматривают в качестве варианта преодоления беспокойства о будущем возможность переезда в другую страну. Преобладающим мотивом респондентов, проявляющих эмиграционные настроения, является улучшение условий жизни, в то время как ориентации на получение образования и профессиональную самореализацию оказываются второстепенными факторами. В результате исследования было отмечено, что желание переехать в другую страну снижается по мере увеличения возраста респондентов и высокой оценки личного конкурентного потенциала. Полученные результаты могут быть полезны исследователям, занимающимся изучением проблем молодежи, представителям исполнительных и законодательных органов государственной власти, занимающимся разработкой молодежной политики, а также представителям заинтересованных общественных объединений и организаций.
Абрамова С. Б. Образ будущего в представлениях современных подростков: ожидания и страхи / С. Б. Абрамова // Logos et Praxis. 2017. Том 16. № 3 С. 97-106. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2017.3.12
Байков А. А. Эмиграция молодежи из России: масштабы, каналы, последствия / А. А. Байков, А. С. Лукьянец, Е. Е. Письменная, Т. К. Ростовская, С. В. Рязанцев // Социологические исследования. 2018. № 11. С. 75-84. DOI: 10.31857/S013216250002787-8
Дедова В. Особенности формирования образа будущего у молодых людей в условиях информационного общества / В. Дедова // Социальные явления. 2013. № 1 (2). С. 90-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25419589 (дата обращения: 17.08.2019).
Долгорукова И. В. Социальная тревожность и социальные опасения населения России: социологическое измерение / И. В. Долгорукова, Т. Ю. Кирилина, Ю. Н. Мазаев, Т. Н. Юдина // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 57-66.
Ключарев Г. А. Самообразование как адаптационный ресурс / Г. А. Ключарев, Е. Н. Кофанова // Россия реформирующаяся: ежегодник [сб. науч. статей] / отв. ред. М. К. Горшков; Институт социологии РАН. М.: Новый хронограф, 2016. Вып. 14. С. 282-308.
Козырева П. М. Жизнь в условиях неопределенности кризисного общества: опыт и ожидания / П. М. Козырева, А. И. Смирнов // Социологические исследования. 2018. № 6. С. 66-78. DOI: 10.7868/S0132162518060065
Константиновский Д. Л. Современный выпускник школы в новых условиях выбора / Д. Л. Константиновский, Е. С. Попова // Россия реформирующаяся: ежегодник [сб. науч. статей] / отв. ред. М. К. Горшков; Институт социологии РАН. М.: Новый хронограф, 2016. Вып. 14. 496 c.
Мехришвили Л. Л. Влияние образа будущего на жизненный успех и стратегии его достижения современной российской молодежи / Л. Л. Мехришвили, В. В. Гаврилюк, Т. В. Гаврилюк // Россия реформирующаяся: ежегодник [сб. науч. статей] / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2017. Вып. 15. С. 369-394.
Молодежь, конкуренция, конкурентоспособность: монография / под ред. акад. РАО Г. Ф. Шафранова-Куцева. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2019. 256 с.
Нарбут Н. П. Ожидания и опасения студенческой молодежи: социологическая оценка в кросскультурном контексте / Н. П. Нарбут, И. В. Троцук, Цзи Цзиньфэн // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2014. № 1. С. 149-167.
Образ будущего в оценках нового поколения россиян: монография / В. В. Гаврилюк, Л. Л. Мехришвили, Н. И. Скок, Х. Н. Садыкова, Ш. Ф. Фарахутдинов, В. В. Маленков, Т. В. Гаврилюк, О. Л. Сотков, И. Н. Голиков. Тюмень, 2016. 166 с.
Соловьёва С. Л. Тревога и тревожность: теория и практика / С. Л. Соловьёва // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 6 (17). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2012_6_17/nomer/nomer14.php (дата обращения: 10.01.2020).
Desamparado C. A. Stress levels among the senior high school students in practical / C. A. Desamparado, S. J. Mendoza, T. K. Minguito, J. C. Moneva // International Journal of Scientific and Research Publications. January 2019. Vol. 9. Iss. 1. Рр. 464-475. DOI: 10.29322/IJSRP.9.01.2019.p8559
Groves R. The high school experience: what students say / R. Groves, B. Welsh // Issues in Educational Research. 2010. Vol. 20. No. 2. Pр. 87-104. URL: http://www.iier.org.au/iier20/groves.html