Для цитирования:Коростелёва О. Т. Основные механизмы интеграции научного знания с участием социологии / О. Т. Коростелёва // Siberian Socium. 2020. Том 4. № 1 (11). С. 23-32. DOI: 10.21684/2587-8484-2020-4-1-23-32
Об авторе:
Коростелёва Ольга Тимофеевна, доктор социологических наук, доцент, доцент кафедры общей социологии, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ); zakazkatun@rambler.ru
Статья посвящена анализу различных механизмов интеграции научного знания с участием социологии. Цель работы — показать интегративный потенциал социологической науки, соотношение предметных и методологических аспектов в процессах научного синтеза, значение метапарадигмального диалога и синтеза для формирования целостной системы социогуманитарного знания. Основными методами исследования выступили анализ реальных интеграционных процессов с участием социологии, а также сравнение различных механизмов и результатов научной интеграции. Показано, что основными механизмами интегративного взаимодействия социологии с другими социогуманитарными науками выступают формирование отраслевых социологий (экономическая социология, политическая социология и т. п.) и социологических парадигм, каждая из которых, как правило, базируется на приоритетных связях социологии с определенной дисциплиной социогуманитарного профиля. Особое внимание уделяется включению социологии в процессы научного синтеза, предполагающие взаимодействие с комплексными областями знания, структурными элементами которых являются естественнонаучные, социогуманитарные и технические компоненты, а также элементы, выходящие за пределы собственно научного знания. В качестве примеров таких синтетических областей знания рассмотрены экология и антропология. Показано, что в процессе формирования социальной экологии (с участием социологической науки) ее комплексный характер (предметно-методологическое «триединство») становится более выраженным. Наиболее же значимым и методологически интересным аспектом взаимодействия социологии и социальной антропологии (как раздела антропологии — комплексного учения о человеке) можно считать объединение их усилий по созданию оптимальной модели теоретического гуманитарного знания. Главным выводом, обладающим определенной степенью новизны, выступает положение о том, что социология, включаясь в разнообразные механизмы интеграции научного знания, способствует не только содержательному сближению социогуманитарных наук, но и их адекватному, более глубокому теоретико-методологическому самоопределению.
Григорьева Л. И. Природа как активное начало, пробуждающее человеческое в человеке / Л. И. Григорьева // European Social Science Journal. 2012. № 3 (19). С. 44-50.
Делёз Ж. Платон и симулякр / Ж. Делёз // Интенциональность и текстуальность. Томск: Водолей, 1998. С. 225-240.
Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования / Г. Зиммель // Избранное. М., 1996. Том 2. Созерцание жизни. С. 301-465.
История теоретической социологии. Социология XIX века (Профессионализация социально-научного знания) / под ред. Ю. Н. Давыдова. М.: Магистр, 1998. 448 c.
Карпинская Р. С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов. М.: Интерпракс, 1995. 352 с.
Коробкин В. И. Экология / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 601 с.
Коростелёва О. Т. Социология и социальная антропология: междисциплинарный диалог о соотношении натуралистической и гуманитарной методологии / О. Т. Коростелёва // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2016. Том 1. № 8. С. 10-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26718981 (дата обращения: 12.03.2020).
Леви-Строс К. Мифологики / К. Леви-Строс. М.; СПб., 2000. Том 3. Происхождение застольных обычаев. 416 с.
Мироненко А. А. Экологическая культура населения городского округа Тольятти / А. А. Мироненко // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей. Вып. 8: в 2 ч. / под ред. О. Н. Колесниковой, Е. А. Попова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. Ч. I. С. 92-93.
Николаев В. Сравнительная социология А. Р. Рэдклифф-Брауна / В. Николаев // Рэдклифф-Браун А. Р. Метод в социальной антропологии. М.: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2001. С. 297-390.
Попов Е. А. Специфика междисциплинарности в социологии / Е. А. Попов // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сб. статей. Вып. 7 / под ред. О. Н. Колесниковой, Е. А. Попова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. С. 15-18.
Прохоров Б. Б. Социальная экология: учебник для студ. вузов / Б. Б. Прохоров. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 416 с.
Спенсер Г. Классификация наук / Г. Спенсер // Опыты научные, политические и философские. Минск: Современный литератор, 1999. С. 549-592.
Степин В. С. Философия науки и техники / В. С. Степин, В. Т. Горохов, М. А. Розов. М.: Контакт-Альфа, 1995. 384 с.
Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения / М. Элиаде. М.: Гелиос, 2002. 352 с.
Юдин Б. Г. Методологическая и социокультурная определенность научного знания / Б. Г. Юдин // Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981. С. 120-158.