• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Отечественная литературная классика в читательских предпочтениях современного российского студенчества

Выпуск:

2019. Том 3. №4 (10)

Название: 
Отечественная литературная классика в читательских предпочтениях современного российского студенчества


Для цитирования: Каргаполова Е. В. Отечественная литературная классика в читательских предпочтениях современного российского студенчества / Е. В. Каргаполова, Ю. А. Давыдова, Е. М. Осина // Siberian Socium. 2019. Том 3. № 4 (10). С. 74-86. DOI: 10.21684/2587-8484-2019-3-4-74-86

Об авторах:

Каргаполова Екатерина Владимировна, доктор социологических наук, профессор кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (г. Москва, РФ); ORCID: 0000-0002-2892-3953; Web of Science ReseacherID: O-6734-2017; K474671@list.ru

Давыдова Юлия Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (г. Москва, РФ); ORCID: 0000-0001-5660-328X; ylkadav@mail.ru

Осина Екатерина Максимовна, студентка 2 курса направления «Гостиничное дело», Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (г. Москва, РФ); oca-ket@mail.ru

Аннотация:

Проблема изучения структуры читательских предпочтений населения является междисциплинарной — ее изучением занимаются филологи, педагоги, социологи. Необходимы исследования, адекватные сложившейся ситуации, которую ряд авторов совершенно справедливо называет «кризисом чтения». Но при этом конкретные эмпирические исследования последних лет в России демонстрируют рост читательского интереса (особенно среди молодежи). Это актуализирует необходимость диагностики структуры читательских предпочтений у авангарда молодежи, будущей научно-технической и управленческой элиты — студенчества вузов. В мире наблюдается рецепция национального классического литературного наследия как реакция на глобалистские проекты в виде американизации (а точнее — макдональдизации). Цель исследования — анализ места отечественной литературной классики в структуре читательских предпочтений студенчества вузов на основе результатов конкретного социологического исследования студенческой аудитории Астрахани, Волгограда и Москвы, реализованного под руководством и при непосредственном участии авторов статьи в 2016 и в 2019 гг. методом анкетирования. В качестве индикатора знакомства респондентов с произведениями русских и советских писателей XIX-XX вв. авторы рассматривали прочтение полного текста. Новизна исследования состоит в следующем. Зафиксирован рост уровня знакомства с текстами золотого века русской культуры, также повысился читательский интерес и к советским авторам. Значительно увеличилось внимание студентов к произведениям Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова. Также отмечается и рост аудитории авторов, чьи произведения посвящены Великой Отечественной войне. Авторы связывают это явление с активизацией исторической памяти россиян. Вместе с тем исследование показало, что советский период литературной классики актуализирован в читательских предпочтениях студенчества в значительно меньшей степени, чем произведения золотого века. По мнению авторов, тенденция увеличения значимости отечественной литературной классики в структуре читательских предпочтений современного студенчества связана с процессами возрождения интереса к отечественной культуре, с укреплением гражданской позиции и в конечном итоге — национальной идентичности. Перспективы дальнейших исследований авторами рассматриваются на основе качественных методов с привлечением теоретико-методологического потенциала социологии и филологии, которые смогут показать возможные трансформации понимания смысла произведений отечественной литературной классики современными студентами.

Список литературы:

  1. Бакаева С. А. Рецепция классики в современной французской литературе / С. А. Бакаева // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 2016. № 4. С. 145-153.

  2. Есть ли будущее у капитализма?: сборник статей / И. Валлерстайн, Р. Коллинз, М. Манн, Г. Дерлугьян, К. Калхун. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. 320 с.

  3. Казин А. Л. Классическое искусство в свете современного эстетического опыта / А. Л. Казин // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2019. № 2 (20). С. 1-4. DOI: 10.34680/2411-7951.2019.2(20).4

  4. Каргаполова Е. В. Молодежь в пространстве электронной культуры / Е. В. Каргаполова, Н. В. Дулина, С. В. Каргаполов, И. В. Лашук; под ред. Е. В. Каргаполовой. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2019. 224 с.

  5. Книжная культура современного студенчества (на примере Нижневолжского региона) / Н. В. Дулина, Е. В. Каргаполова, М. А. Симоненко. Астрахань: АГАСУ, 2017. 184 с.

  6. Любимые книги: что читают россияне?: пресс-выпуск ВЦИОМ № 3776 // ВЦИОМ. 2018. 1 октября. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9338 (дата обращения: 10.02.2019).

  7. Ляху В. С. Литературоцентричность русской культуры и библейская аксиология / В. С. Ляху // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сборник научных трудов. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2017. С. 24-30.

  8. Макаров Д. В. Проблемы преподавания русской литературы в контексте христианской аксиологии / Д. В. Макаров // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12-2. С. 378-381.

  9. Малиновская Н. А. Классика русской литературы / Н. А. Малиновская // Молодежь третьего тысячелетия: сборник научных статей. Омск: Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского, 2019. С. 1239-1242.

  10. Медетова И. А. Отечественная литературная классика в структуре читательских предпочтений современного студенчества / И. А. Медетова, Ю. А. Савельева // Этнокультурная динамика русского языка: сборник трудов молодых ученых / ред. А. Ф. Алефиренко, Н. Н. Семененко. Старый Оскол: РОСА, 2017. С. 242-249.

  11. Mихина Е. В. Полемическая интерпретация классики как «парадигма эпохи» / Е. В. Михина // Вестник ЮУрГУ. 2007. № 8 (80). С. 70-73.

  12. Никонова Т. А. «Новый человек» в русской литературе 1900-1930-х годов: проективная модель и художественная практика / Т. А. Никонова; науч. ред. В. М. Акаткин. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2003. 232 с.

  13. Парецкая М. Э. Христианская составляющая русской классической литературы / М. Э. Парецкая // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 1-2 (6). С. 40-42.

  14. Петровская Е. В. Кризис чтения или кризис качества чтения? / Е. В. Петровская // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. Вып. 10. С. 51-53.

  15. Пудов А. Г. Знаменитый роман Чернышевского: опыт современной рефлексии / А. Г. Пудов // Выдающееся научное и литературное наследие: сборник материалов круглого стола, посвященного 190-летию со дня рождения Н. Г. Чернышевского. Якутский научный центр Сибирского отделения РАН, кафедра философии; Якутская государственная сельскохозяйственная академия, кафедра социально-гуманитарных дисциплин. Якутск: ЯРО РГО «Академия», 2019. С. 10-14.

  16. Рёскин Дж. Сокровища королей / Дж. Рескин // Корабли мысли: сборник. Английские и французские писатели о книге, чтении, библиофилах. Рассказы, памфлеты, эссе / сост. В. В. Кунин. М.: Книга, 1986. С. 147-158.

  17. Романичева Е. С. О комментарии, о центробежном и центростремительном (статья первая) / Е. С. Романичева // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 57-65.

  18. Романов И. А. Русская литература в эпоху распутья / И. А. Романов // Русский язык в современном Китае: сборник научно-методических статей V Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. Е. Горковенко. Чита: Забайкальский государственный университет, 2017. С. 129-132.

  19. Романов П. В. Книжные магазины в городском пространстве / П. В. Романов // Визуальная антропология: городские карты памяти / под общ. ред. П. В. Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой. М.: Вариант, 2009. С. 235-258.

  20. Рубцов А. С. Союз литературы и кино / А. С. Рубцов // Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. № 3. С. 111-113.

  21. Саввиных М. «Читателя найду в потомстве...» (записки провинциальной учительницы) / М. Саввиных // Народное образование. 2019. № 3 (1474). С. 110-150.

  22. Сенновская Е. Н. Визуализация классики и проблемы современного прочтения художественной литературы / Е. Н. Сенновская // Современное художественное образование: взаимодействие различных видов искусства: сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: Фгбоуво «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки», 2016. С. 66-72.

  23. Серебрякова З. А. Актуальные вопросы преподавания истории литературы в вузе культуры / З. А. Серебрякова // Русский язык и литература в образовательном пространстве азиатского региона: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня образования кафедры русского языка и общего языкознания, кафедры русской и зарубежной литературы Бурятского государственного университета / отв. ред. О. А. Колмакова. Улан-Удэ: Бурятский гос. ун-т им. Доржи Банзарова, 2017. С. 171-173.

  24. Симоненко М. А. Детская книга в социализации современной молодежи / М. А. Симоненко, Е. В. Каргаполова // Детская книга как институт социализации: «золотой ключик» к миру взрослых: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Тагил, 24-25 октября 2019 г.) / отв. ред. А. Н. Садриева. Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2019. С. 101-104.

  25. Сохряков Ю. И. Гоголь и западная литература ХХ века / Ю. И. Сохряков // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 2. С. 101-110.

  26. Сурьянараян Н. Использование инновационных технологий в преподавании художественной литературы в иноязычной аудитории / Н. Сурьянараян // Язык и речь в интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 томах / под общ. ред. А. В. Должиковой, В. В. Барабаша. М.: Российский университет дружбы народов, 2018. С. 40-52.

  27. Топорина Е. А. Эстетические особенности художественной интерпретации русской классической литературы / Е. А. Топорина // Философия и культура. 2015. № 12 (96). С. 1861-1866.

  28. Целищев Н. Н. Русский язык, классическая литература, историческая память — духовные скрепы российского народа / Н. Н. Целищев // Аграрное образование и наука. 2015. № 3. С. 11.

  29. Что читают россияне?: пресс-выпуск ВЦИОМ № 3765 // ВЦИОМ. 2018. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9315 (дата обращения: 02.03.2019).

  30. Шагиева Л. А. Формирование духовно-нравственного потенциала молодого поколения в высших учебных заведениях / Л. А. Шагиева // Вестник Совета молодых ученых Рязанского государственного агротехнологического университета им. П. А. Костычева. 2016. № 1 (2). С. 139-145.

  31. Шульженко В. И. Современная литература на русском языке в контексте традиций отечественной классики и межкультурной интеграции в XXI веке / В. И. Шульженко // Мир русского слова. 2018. № 4. С. 79-87.

  32. Шамякіна Т. І. Беларуская літаратурная класіка і сучаснасць / Т. І. Шамякіна // Веснік БДУ. Серыя 4: Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2009. № 1. С. 10-19.

  33. Bollier D. The Future of Community and Personal Identity in the Coming Electronic Culture. A Report of the Annual Aspen Institute Roundtable on Information Technology (3rd, Aspen, Colorado, August 18-21, 1994) / D. Bollier. Queenstown, MD: Aspen Inst., 1994. 57 p.

  34. Dulina N. V. Precedent text of belletristic literature in the cultural memory of students: sociolinguistic aspect / N. V. Dulina, E. V. Kargapolova, M. A. Simonenko // Вестник славянских культур. 2017. № 3. С. 163-175.

  35. Hutchings S. Russian Literary Culture in the Camera Age: The Word as Image / S. Hutchings. RoutledgeCurzon, 2004. URL: www.eBookstore.tandf.co.uk (дата обращения: 10.02.2019).

  36. Kurschus S. European Book Cultures. Diversity as a Challenge / S. Kurschus. Springer Fachmedien. Wiesbaden, 2015. 365 р.