Для цитирования:Суслов И. В. Религиозная безопасность: методические подходы и опыт региональных исследований в контексте современной социологии / И. В. Суслов // Siberian Socium. 2019. Том 3. № 4 (10). С. 65-73. DOI: 10.21684/2587-8484-2019-3-4-65-73
Об авторе:
Суслов Иван Владимирович, кандидат социологических наук, доцент кафедры истории, политологии и социологии, Саратовская государственная юридическая академия (г. Саратов, РФ); eLibrary AuthorID, suslov85@inbox.ru
Современная российская карта угроз религиозной безопасности многогранна. Согласно многим исследованиям, первое место в иерархии угроз занимает деятельность радикальных исламистов, пропагандирующих экстремистские цели, на втором месте — активность нетрадиционных религий. Статья посвящена анализу методического инструментария и результатов региональных и всероссийских социологических опросов, направленных на выяснение качества межконфессиональных отношений и места религиозных рисков в системе национальной безопасности. Исследования религиозной сферы требуют известной деликатности, что лишь усложняет процесс составления эмпирического инструментария. В статье проанализирован опыт социологических опросов в регионах Поволжья (Башкирии, Пензе, Ульяновске, Мордовии, Астрахани) и Северного Кавказа, привлекались также и данные всероссийских опросов. Целью статьи является определение наиболее эффективных методических стратегий измерения межконфессионального напряжения и определения уровня опасности совершения насилия на религиозной почве. Анализ методического инструментария показывает, что высокая тревожность массового сознания фиксируется с помощью вопросов о допустимости или недопустимости насилия в межрелигиозных отношениях; о необходимости предоставить той или иной конфессии особые права (официально закрепить ее господствующее положение); о пользе или вреде перехода из одной религии в другую; об отношении к демонстрации в публичной сфере религиозных символов (например, хиджаба). Анализ стратегий эмпирических исследований позволил зафиксировать тенденцию представлять нетрадиционные для России конфессии как серьезную угрозу религиозной безопасности, а также объединять под единой шапкой такие разнородные явления, как ваххабизм, движение свидетелей Иеговы, протестантизм, кришнаизм. Напротив, традиционные религии российскими политологами рассматриваются в качестве главных союзников государства в сфере поддержания религиозной безопасности. Сформулирован вывод, согласно которому именно выбор методики исследования, в немалой мере определяющей его результаты, может формировать адекватные или иллюзорные представления о степени религиозной безопасности как у заказчиков исследования, так и в целом у населения нашей страны.
Бочарникова И. С. Роль традиционных религий в противодействии религиозному экстремизму: региональный аспект / И. С. Бочарникова, С. Д. Постнов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2017. № 1. С. 101-107.
Дробижева Л. М. Потенциал благоприятных отношений в областях Приволжского региона (по результатам социологического исследования) / Л. М. Дробижева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 3. С. 64-72.
Дрягалов В. С. Конфессиональная политика на юге России (сравнительный анализ) / В. С. Дрягалов, М. С. Топчиев // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 3. С. 102-111.
Дрягалов В. С. Религиозная трансгрессия и религиозная идентичность молодежи на фронтирных территориях Северного Прикаспия / В. С. Дрягалов, М. С. Топчиев // Человек. Сообщество. Управление. 2016. Том 17. № 4. С. 61-82.
Лункин Р. Н. Религия и право в современной России / Р. Н. Лункин, И. В. Загребина. М.: Юриспруденция, 2017. 256 с.
Муслимов С. Ш. Религиозно-политический экстремизм в оценке массового сознания дагестанцев / С. Ш. Муслимов // Исламоведение. 2011. № 3. С. 94-99.
Мчедлова М. М. Религия, общество, государство: вызовы и угрозы современности / М. М. Мчедлова // Социологические исследования. 2016. № 10. С. 110-118.
Мчедлова М. М. Российская идентичность: патриотизм, государство, религиозно-мировоззренческий фактор / М. М. Мчедлова, Ю. А. Гаврилов, А. Г. Шевченко // Ислам в современном мире. 2015. № 3. С. 35-48.
Овчинников А. И. Религиозная безопасность России и роль права в ее обеспечении / А. И. Овчинников, М. Д. Фоминская // Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 3. С. 7-15.
Полутин С. В. Этноконфессиональная ситуация в республике Мордовия: социологический аспект / С. В. Полутин, Н. В. Шумкова, А. М. Чушкин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. № 1. С. 134-147.
Полутин С. В. Этнорелигиозные угрозы в Поволжском регионе / С. В. Полутин, А. М. Чушкин // Регионология. 2014. № 1. С. 114-122.
Результаты мониторинга общественного мнения по вопросам межкультурного и межрелигиозного диалога в Волгоградской области (2011-2013 годы) / авт.-сост. Е. О. Беликова, А. Г. Нестерова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013.
Романова А. П. Конфессиональная политика и религиозные сети в современной России (на примере поликультурного региона — Астраханская область) / А. П. Романова, М. С. Топчиев // Сети в публичной политике. М.: Политическая энциклопедия, 2014. С. 169-176.
Топчиев М. С. Современная религиозность и ее трансгрессивные особенности (на примере Астраханской области как части прикаспийского фронтира) / М. С. Топчиев // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2016. № 3. С. 126-134.
Топчиев М. С. Трансформация отношения к хиджабу как к маркеру чужого в современной культуре / М. С. Топчиев, В. В. Штонда // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2017. № 3. С. 171-179.
Фурман Д. Религиозность в России на рубеже XX-XXI столетий / Д. Фурман, К. Каариайнен // Общественные науки и современность. 2007. № 1. C. 109-111.
Шахбанова М. М. Межконфессиональный диалог: место и роль в современном обществе (по результатам социологического исследования в Дагестане) / М. М. Шахбанова // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2011. № 1. С. 29-32.