• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Особенности восприятия организационной культуры университета студентами с различными уровнями идентификации

Выпуск:

2019. Том 3. №3

Название: 
Особенности восприятия организационной культуры университета студентами с различными уровнями идентификации


Для цитирования: Помялова В. О. Особенности восприятия организационной культуры университета студентами с различными уровнями идентификации / В. О. Помялова, Н. В. Волкова // Siberian Socium. 2019. Том 3. № 3. С. 40-52. DOI: 10.21684/2587-8484-2019-3-3-40-52

Об авторах:

Помялова Валерия Олеговна, студентка 3-го курса образовательной программы «Социология и социальная информатика», Школа социальных наук и востоковедения, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Санкт-Петербург, РФ); ORCID, vopomyalova@edu.hse.ru

Волкова Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент Департамента менеджмента, Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Санкт-Петербург, РФ); eLibrary AuthorID, ORCID, Web of Science ResearcherID, nv.volkova@hse.ru

Аннотация:

Высшее образование в современных реалиях как траектория для построения академической карьеры претерпевает определенные трудности. В частности, наблюдается тенденция сокращения молодых научных специалистов, что становится негативным фактором, влияющим на образовательную среду в целом. Данная проблема может возникать по ряду причин: от изменений в сфере законодательства об образовании до специфики деятельности образовательных учреждений. Ряд исследований, как зарубежных, так и отечественных, сходятся в том, что отношение сотрудников к организации — фактор их лояльности, поэтому целью статьи является рассмотрение аспекта взаимосвязи организационной культуры, установившейся в стенах университета, и отношения студентов к нему как к потенциально привлекательному месту работы. Целью исследования, изложенного в данной статье, выступает измерение организационной культуры и ее взаимосвязи с идентификацией с университетом на примере НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. В статье рассматривается специфика восприятия организационной культуры студентами университета. В ходе исследования было проанализировано 118 человек с использованием двух методик по оценке организационной культуры и четырем типам идентификации. В результате полученные данные и построенные профили организационной культуры продемонстрировали значимые различия между восприятием текущей организационной культуры и ожиданиями студентов, что в результате позволило более детально рассмотреть организационную культуру в среде университета и выявить ряд особенностей. Так, преобладание в университетской среде рыночных отношений, подразумевающих конкуренцию и ориентацию на достижение лучшего результата, в то время как ожидалась дружественная атмосфера с акцентом на значимости и ценности человека, присущая клановой культуре, вероятно, оказывает влияние на последующие решения о карьере в этой сфере.

Список литературы:

  1. Балабанов С. С. Факторы эффективности и качества подготовки научных кадров в аспирантуре (социологический анализ) / С. С. Балабанов, Б. И. Бедный, А. А. Миронов // Университетское управление. 2007. № 5. С. 56-65.
  2. Бережная Ю. Н. Аспирантура в новых реалиях / Ю. Н. Бережная, В. А. Гуртов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Том 21. № 3. С. 57-65. DOI: 10.15826/umpa.2017.03.037
  3. Кадочников С. М. Управление изменениями в российском исследовательском университете в меняющемся контексте. Кейс петербургского кампуса НИУ ВШЭ / С. М. Кадочников, А. А. Федюнина // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Том 23. № 1-2. С. 93-100. DOI: 10.15826/umpa.2019.01-2.007
  4. Камерон К. С. Диагностика и изменение организационной культуры / К. С. Камерон, Р. Э. Куинн. 2006.
  5. Клюев А. К. Университеты и бизнес: перспективы развития диффузных структур и процессов / А. К. Клюев // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Tом 22. № 6. С. 72-80. DOI: 10.15826/umpa.2018.06.059
  6. Манокин М. А. Методология agile в образовательной среде / М. А. Манокин, А. Р. Ожегова, Е. А. Шенкман // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Том 22. № 4. С. 83-96. DOI: 10.15826/umpa.2018.04.042
  7. Миронос А. А. Академические профессии в спектре профессиональных предпочтений аспирантов / А. А. Миронос, Б. И. Бедный, Н. В. Рыбаков // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Том 21. № 3. С. 74-84. DOI: 10.15826/umpa.2017.03.039
  8. Пахомова Н. В. Современный университет и вызовы инноваций / Н. В. Пахомова, К. К. Рихтер // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 1. С. 28-42.
  9. Федеральная служба государственной статистики. Наука и инновации. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science/#/ (дата обращения: 21.06.2019).
  10. Яблонскене Н. Л. Корпоративная культура современного университета / Н. Л. Яблонскене // Университетское управление. 2006. № 2 (42). С. 7-25.
  11. Benfield J. A. Internet-based data collection: рromises and realities / J. A. Benfield, W. J. Szlemko // Journal of Research Practice. 2006. Vol. 2. Issue 2. Article D1. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ805689.pdf
  12. Kreiner G. E. Evidence toward an expanded model of organizational identification / G. E. Kreiner, B. E. Ashforth // Journal of Organizational Behavior: The International Journal of Industrial, Occupational and Organizational Psychology and Behavior. 2004. Vol. 25. No 1. Pp. 1-27. DOI: 10.1002/job.234
  13. Shein E. H. Organizational Culture and Leadership: A dynamic view / E. H. Shein. San Fransisco, CA: Jossey-Bass Inc., 1985. Vol. 4. 437 p.