• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Виртуальные каналы социальной самопрезентации студентов (на интернет-портале LevelPride)

Выпуск:

2019. Том 3. №2

Название: 
Виртуальные каналы социальной самопрезентации студентов (на интернет-портале LevelPride)


Для цитирования: Мальцева А. В. Виртуальные каналы социальной самопрезентации студентов (на интернет-портале LevelPride) / А. В. Мальцева, Н. Е. Шилкина, О. В. Махныткина // Siberian Socium. 2019. Том 3. № 2. С. 66-77. DOI: 10.21684/2587-8484-2019-3-2-66-77

Об авторах:

Мальцева Анна Васильевна, доктор социологических наук, доцент кафедры социального анализа и математических методов в социологии, Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург, РФ); eLibrary AuthorID, ORCID, Web of Science ResearcherID, Scopus AuthorID, Google Scholarannamaltseva@rambler.ru

Шилкина Наталья Егоровна, доктор социологических наук, доцент кафедры социологии молодежи и молодежной политики, Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург, РФ); eLibrary AuthorID, ORCID, Web of Science ResearcherID, Scopus AuthorID, natali.shilkina@rambler.ru

Махныткина Олеся Владимировна, кандидат технических наук, доцент факультета информационных технологий и программирования Университета ИТМО (г. Санкт-Петербург, РФ); eLibrary AuthorID, ORCID, Web of Science ResearcherID, Scopus AuthorID, olesyamahnitkina@yandex.ru

Аннотация:

В статье впервые рассматриваются социологические аспекты самопрезентации студентов с помощью виртуальной информационно-рейтинговой системы LevelPride. Она предназначена для ведения личного портфолио, а также для составления различных рейтингов пользователей на основании внесенных ими в систему собственных достижений. Целью статьи является анализ возможностей социологического использования этого ресурса как одного из способов интеграции и модернизации региональных систем образования в направлениях: 1) мотивация обучающихся к поддержке своей социальной конкурентоспособности в актуальном состоянии и ее эффективной презентации не только в регионе, но и за его пределами; 2) оценка соответствия сформированных компетенций требованиям рынков труда разных регионов и ожиданиям социума. Эмпирической основой статьи выступают сведения из е-портфолио (электронного портфолио) LevelPride (всего более 10000 профилей пользователей системы). Для исследования основных каналов самопрезентации пользователей применялись частотный, дескриптивный, кластерный, факторный анализ. В результате выделены пять кластеров, структурированных по видам достижений студентов в той или иной сфере социальной деятельности. Предложена методика и разработана технология эмпирического анализа данных е-портфолио LevelPride, использование которой позволило выявить основные предпочтения обучающихся в выборе каналов самопрезентации. Выделены три группы студентов, для каждой из которых характерен собственный социальный акцент самопрезентации с условным названием «утилитарный», «профессиональный» и «коммуникационный». Выявлены различия в достижении жизненного успеха для каждой из групп. Обнаружена проблемная ситуация, когда студенческая самопрезентация не способствует, а препятствует успешному проектированию своей дальнейшей жизни. Показано, что описываемый источник данных полезен для социологического анализа проблем различных социальных групп.

Список литературы:

  1. Бороненко Т. А. Педагогический мониторинг результативности исследовательской деятельности обучающегося: электронное портфолио / Т. А. Бороненко, В. С. Федотова // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 118-122.
  2. Информационно-рейтинговая система LevelPride. URL: http://levelpride.com/
  3. Латышева Л. П. Перспективы и опыт ведения электронного образовательного портфолио в педвузе / Л. П. Латышева, А. Ю. Скорнякова, Е. Л. Черемных // Образовательные технологии и общество. 2015. Том 18. № 3. С. 355-371. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24102765 (дата обращения: 21.05.2018).
  4. Найденова И. С. Электронное портфолио учителя в профессиональном стандарте педагога / И. С. Найденова, Н. Н. Найденова // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): научные труды Международной научно-практической конференции (6-7 июня 2016 г.). М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2016. С. 376-384.
  5. Рочев К. В. Формирование электронного портфолио выпускника вуза на основе взаимодействия с работодателями по созданию конкурентной среды обучающихся и повышению студенческой активности / К. В. Рочев, Г. В. Коршунов // Образовательные технологии и общество. 2016. Том 19. № 1. С. 498-513.
  6. Сапрыкина А. О. Электронное портфолио как инструмент оценивания качества образования / А. О. Сапрыкина, А. Н. Сапрыкин // Информационные технологии: межвузовский сборник научных трудов. Рязань: Рязанский государственный радиотехнический университет, 2016. С. 133-136.
  7. Скорнякова А. Ю. Электронное портфолио в математической подготовке студентов педвуза / А. Ю. Скорнякова // Ярославский педагогический вестник. 2010. Том 2. № 2. С. 176-179.
  8. Смолянинова О. Г. Е-портфолио в оценивании образовательных результатов и образовании в течение всей жизни / О. Г. Смолянинова, Е. А. Безызвестных // ИКТ в образовании в течение всей жизни: материалы 1-й Международной конференции (16-18 сентября 2014 г., Красноярск) / отв. за выпуск О. Г. Смолянинова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. С. 9-20.
  9. Татьяненко С. А. Электронное портфолио как средство формирования конкурентоспособности выпускника технического вуза / С. А. Татьяненко // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. C. 692.
  10. Шахова Е. Ю. Разработка информационной системы «электронное портфолио» / Е. Ю. Шахова, А. Ю. Кашин, А. А. Шатов, В. А. Бутаков // Программные продукты, системы и алгоритмы. 2016. № 3. С. 1-7. DOI: 10.15827/2311-6749.16.3.6
  11. Ahmed E. Analysis of factors influencing acceptance of personal, academic and professional development e-portfolios / E. Ahmed, R. Ward // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 63. Pp. 152-161. DOI: 10.1016/j.chb.2016.05.043
  12. Banakou D. The effects of Avatars’ gender and appearance on social behavior in online 3d virtual worlds / D. Banakou, K. Chorianopoulos // The Journal of Virtual Worlds Research. 2009. Vol. 2. No 5. DOI: 10.4101/jvwr.v2i5.779
  13. Becker G S. The Economic Way of Looking at Life / G. S. Becker. Nobel Lecture, 1992. 21 p.
  14. Buzzetto-More N. A. The E-portfolio Paradigm: Informing, Educating, Assessing, and Managing with E-Portfolios / N. A. Buzzetto-More. Informing Science Press, 2010. 338 p.
  15. Cabau B. E-portfolio as a tool to respond higher education ambitions and societal expectations / B. Cabau // E-Portfolios in Higher Education: A Multidisciplinary Approach. Singapore: Springer, 2017. Pp. 141-154. DOI: 10.1007/978-981-10-3803-7_10
  16. Cheung T. C.-H. E-Portfolio service for undergraduates’ academic and career development / T. C.-H. Cheung, R. C.-W. Kwok, H. Cheung // Proceedings of the 1th International Conference on Services Economics (24-29 June 2012, Honolulu, USA). IEEE, 2012. Pp. 66-67. DOI: 10.1109/SE.2012.10
  17. Cooper T. E-portfolios in e-learning / T. Cooper, T. Love // Advanced Principles of Effective e-Learning / ed. by N. A. Buzzetto-More. 2007. Santa Rosa: Informing Science Press. Pp. 267-292.
  18. Gámiz-Sánchez V. Influence of professors on student satisfaction with e-portfolio use / V. Gámiz-Sánchez, E. Gutiérrez-Santiuste, E. Hinojosa-Pareja // Journal of Educational Computing Research. 2018. Vol. 57. No 3. Pp. 646-669. DOI: 10.1177/0735633118757016
  19. Herold D. K. Escaping the world: a Chinese perspective on virtual worlds / D. K. Herold // The Journal of Virtual Worlds Research. 2012. Vol. 5. No 2. DOI: 10.4101/jvwr.v5i2.6206
  20. Hodgson P. Student e-portfolios: unfolding transformation in university life in general education program / P. Hodgson // E-Portfolios in Higher Education: A Multidisciplinary Approach. Singapore: Springer, 2017. Pp. 171-181. DOI: 10.1007/978-981-10-3803-7_12
  21. Jaryani F. E-portfolio as a tool to support technical students to find appropriate job opportunity / F. Jaryani, S. Ibrahim, R. Daruis, S. Sahibuddin, S. S. Nasab // Proceedings of the 3rd International Conference on Computer Research and Development. IEEE Explorer, 2011. Pp. 191-194. DOI: 10.1109/ICCRD.2011.5764112
  22. Kilroy J. From a CV to an eportfolio an exploration of adult learner’s perception of the eportfolio as a jobseeking tool / J. Kilroy // Proceedings of the International Conference on E-Learning. Part of the Multi Conference on Computer Science and Information Systems. 2017. Pp. 89-96.
  23. Levy P. Becoming Virtual: Reality in the Digital Age / P. Levy. New York: Plenum Trade, 1998. 207 p.
  24. McKenna G. E-portfolios and personal development: a higher educational perspective / G. McKenna, G. Baxter, T. Hainey // Journal of Applied Research in Higher Education. 2017. Vol. 9. No 1. Pp. 147-171. DOI: 10.1108/JARHE-05-2016-0035
  25. Rowley J. Preparing future career ready professionals: a portfolio process to develop critical thinking using digital learning and teaching / J. Rowley, J. Munday, P. Polly // Teaching and Learning in a Digital World: proceedings of the 20th International Conference on Interactive Collaborative Learning. Switzerland: Springer VS, 2018. Vol. 1. Pp. 702-707. DOI: 10.1007/978-3-319-73210-7_82