• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Тенденции образовательной миграции в Российской Федерации

Выпуск:

2019. Том 3. №2

Название: 
Тенденции образовательной миграции в Российской Федерации


Для цитирования: Кузнецова А. Р. Тенденции образовательной миграции в Российской Федерации / А. Р. Кузнецова // Siberian Socium. 2019. Том 3. № 2. С. 52-65. DOI: 10.21684/2587-8484-2019-3-2-52-65

Об авторе:

Кузнецова Альфия Рашитовна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа, РФ); eLibrary AuthorID, ORCID, Web of Science ResearcherID, alfia_2009@mail.ru

Аннотация:

Цель настоящей статьи — проанализировать тенденции международной образовательной миграции в рамках общих миграционных процессов в контексте федеральных округов Российской Федерации и входящих в них регионов. Осуществленный анализ данных государственной статистики (2016-2018 гг.) выявил наличие ряда противоречивых тенденций в ее различных аспектах. Показано, что международная образовательная миграция в России имеет крайне низкий удельный вес, который составляет лишь 3% в общем миграционном притоке. При этом в целом число образовательных мигрантов выросло почти на треть. Основными странами-«донорами» образовательной миграции являются: Казахстан, Китай, Туркмения, Таджикистан, Узбекистан, Индия, Ирак и др. Одновременно количество образовательных мигрантов из Казахстана, Украины, Молдовы за три года несколько снизилось. Выявлены существенные диспропорции в территориальном распределении образовательных миграционных потоков в Российской Федерации. Они направлены, главным образом, в регионы Центрального и Северо-Западного федеральных округов (учебные заведения которых совместно принимают к себе около 50% мигрантов на учебу, Приволжский и Сибирский — более 30%). Тем самым проявляется еще один из существенных показателей территориальных диспропорций в развитии нашей страны, в данном случае — системы образования и связанной с ней инфраструктуры. В данной статье автором впервые выделены типы динамики образовательной миграции в федеральных округах и построена соответствующая типология. Предложен коэффициент роста образовательной миграции, представляющий собой отношение роста количества образовательных мигрантов к увеличению общего числа лиц, прибывших в федеральный округ и зарегистрированных как мигранты. Представляется целесообразным, наряду с анализом международной образовательной миграции с позиций механизма перераспределения человеческого капитала, обратиться к его изучению в ракурсе современного социокультурного подхода. Это позволит более глубоко исследовать социокультурные факторы и последствия образовательной миграции.

Список литературы:

  1. Алексеева Е. Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций / Е. Н. Алексеева // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2012. № 4. С. 113-136. 
  2. Арефьев А. Л. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов / А. Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги; Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2014. URL: http://www.socioprognoz.ru/files/File/2014/full.pdf (дата обращения: 22.05.2019). 
  3. Вартанян А. А. Международная образовательная миграция: региональный аспект / А. А. Вартанян // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Том 60. № 2. С. 113-121. 
  4. Волох В. А. Международная образовательная миграция в современной России: особенности, проблемы и перспективы / В. А. Волох, С. А. Гришаева // Институт миграции и межнациональных отношений. URL: http://www.migimo.ru/razdel/153 (дата обращения: 22.05.2019). DOI: 10.17922/2071-3665-2017-16-1-80-87
  5. Громова Е. А. Проблемы и перспективы развития образовательной (учебной) миграции в современной России / Е. А. Громова, Г. Н. Бояркин // Креативная экономика. 2011. № 7. С. 105-113. 
  6. Ключарев Г. А. Миграционная политика в контексте образования / Г. А. Ключарев, В. И. Мукомель // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 300-323. 
  7. Кононов Л. А. Миграционная политика России: проблемы и пути их решения / Л. А. Кононов / Аналитические обзоры Института научных исследований и информации РАГС при Президенте РФ: периодическое издание (открытая серия). М.: Изд-во РАГС, 2010. № 4 (14). 34 с. 
  8. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58986 (дата обращения: 15.05.19). 
  9. Кузнецова А. Р. Образование как ключевой фактор повышения конкурентоспособности страны / А. Р. Кузнецова, В. А. Ягафарова // Высшее образование сегодня. 2013. № 1. С. 31-33. 
  10. Кузнецова А. Р. Основные социально-экономические индикаторы развития системы образования в России и мире / А. Р. Кузнецова, Э. М. Кадыров, В. А. Ягафарова // Высшее образование сегодня. 2013. № 3. С. 18-21. 
  11. Леденёва В. Ю. Международная образовательная миграция в России: потенциал и перспективы / В. Ю. Леденёва // Социология образования. 2014. № 3. С. 68-78. 
  12. Масленников М. И. Современные тренды в международной образовательной миграции рабочей силы / М. И. Масленников // Динамика и инерционность воспроизводства населения и замещения поколений в России и СНГ. Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2016. Том 2: Демографический потенциал регионов России и СНГ: динамика роста и инерционность изменений. С. 376-380. 
  13. Официальный сайт Федеральной миграционной службы Российской Федерации. URL: http://fms.gov.ru/ (дата обращения: 22.05.2019). 
  14. Трегубова Н. Д. Образовательная миграция и этносоциальные конфликты в вузах России, Украины и США / Н. Д. Трегубова, В. С. Стариков // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 1. С. 121-139. DOI: 10.14515/monitoring.2017.1.08
  15. Фурса Е. В. Международная учебная миграция: тенденции и особенности современного развития / Е. В. Фурса, Т. М. Рогова // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2012. Том 3. № 3. С. 42-51. 
  16. Agrawal T. Who gains more from education? A comparative analysis of business, farm and wage workers in India / T. Agrawal, A. Agrawal // Journal of Development Studies. 2019. Vol. 55. No 6. Pp. 1081-1098. DOI: 10.1080/00220388.2018.1443209
  17. Gries T. Economic retirement age and lifelong learning: a theoretical model with heterogeneous labor, biased technical change and international sourcing / T. Gries, S. Jungblut, T. Krieger, H. Meyer // German Economic Review. 2019. Vol. 20. No 2. Pp. 129-170. DOI: 10.1111/geer.12140
  18. Guetto R. Family arrangements and children’s educational outcomes: heterogeneous penalties in upper-secondary school / R. Guetto, N. Panichella // Demographic Research. 2019. Vol. 40. Pp. 1015-1046. DOI: 10.4054/DemRes.2019.40.35
  19. Haghighi N. F. An analysis of major social obstacles affecting human resource development in Iran / N. F. Haghighi, M. Bijani, M. Parhizkar // Journal of Human Behavior in the Social Environment. 2019. Vol. 29. No 3. Pp. 372-388. DOI: 10.1080/10911359.2018.1536577
  20. Mulliqi A. Human capital and exports: a micro-level analysis of transition economies / A. Mulliqi, N. Adnett, M. Hisarcclilar // Journal of International Trade and Economic Development. 2019. In print. DOI: 10.1080/09638199.2019.1603319
  21. Odoardi I. The role of human capital after the crisis in Italy: a regional analysis / I. Odoardi, F. Muratore // Socio-Economic Planning Sciences. 2019. Vol. 66 (C). Pp. 58-67. DOI: 10.1016/j.seps.2018.07.002